Подкрепить перспективой. Лучшей рекламой для инженерных профессий станут достойные рабочие места.

Обеспечение кадрами высокотехнологичных производств — проблема, которую, по сложившемуся уже мнению, можно решить только общими усилиями всех заинтересованных сторон, в том числе и исполнительной власти на местах. Однако ее представители нечасто становятся инициаторами серьезных форумов, посвященных кадровым вопросам. Примером понимания местными чиновниками своей роли в совместном поиске решения задачи общероссийского значения может служить Всероссийская конференция “Проблемы и перспективы подготовки инженерных кадров для предприятий приборостроительного кластера”, прошедшая недавно в одном из атомных городов — закрытом административно-территориальном образовании (ЗАТО) Заречном. Она была организована администрацией ЗАТО совместно с правительством Пензенской области при поддержке Минобрнауки РФ и стала площадкой для обсуждения проблем инновационно-технологического развития предприятий и технического образования, современного состояния общеобразовательной и высшей школы страны.
Сегодня Заречный, градообразующим предприятием которого остается один из лидеров отечественной атомной промышленности ФГУП Федеральный научно-производственный центр “Производственное объединение “Старт” (ФГУП ФНПЦ “ПО “Старт”), реализует кластерную стратегию своего развития. Более полувека назад для реализации атомного проекта СССР под руководством выдающегося отечественного специалиста и организатора Михаила Проценко здесь был заложен и создан крупный промышленный комплекс по производству ядерного оружия. Заречный остается одним из лучших закрытых городов страны. На его территории расположена база мощного оборонного предприятия, выстроенного на самом высоком техническом уровне, и налажен серийный выпуск военной продукции уровня мировых стандартов. В наши дни это современный научно-производственный центр с уникальными технологиями в области высокоточной механообработки, электромеханики, микроэлектроники c солидной испытательной базой.
Как рассказал участникам конференции глава администрации города Вячеслав Гладков, зареченцы, определяясь с нынешним вектором развития города, решили опереться на технологический и производственный потенциал “Старта”. Курс был взят на создание здесь приборостроительного кластера. В рамках проекта, получившего поддержку губернатора, консолидируются десятки предприятий и организаций как города, так и области. Обеспеченность высококвалифицированными кадрами — одна из первоочередных задач, стоящих перед организациями — участниками кластера. Глава Заречного пожелал, чтобы совместная работа их делегатов с представителями ведущих профильных вузов и министерств в ходе конференции дала положительный эффект. Он также сообщил, что в городе налажена работа по профориентации и формированию интереса подрастающего поколения к таким профессиям, как технолог, инженер, конструктор. Этот процесс, по мнению Вячеслава Гладкова, должен идти непрерывно, начиная с детского сада. Надо отметить: прекрасно развитая инфраструктура этого небольшого города, высокий уровень организации и поддержки сферы образования, воспитания и оздоровления подрастающего поколения (чего стоит один лишь современный ледовый дворец на полторы тысячи мест с крытой ареной!) вселяют уверенность в том, что здесь обязательно добьются желаемого результата.
Решению кадровой проблемы в рамках кластера должно серьезно поспособствовать открытие в Заречном филиала Национального исследовательского ядерного университета “МИФИ” (НИЯУ МИФИ). Для достижения своей цели руководство ЗАТО предпринимает немалые усилия. Соответствующее соглашение с ректором НИЯУ МИФИ уже подписано.
Модератор конференции, ректор Московского государственного индустриального университета (МГИУ) Валерий Кошкин отметил своевременность и актуальность ее проведения. “Сейчас в Госдуме обсуждается проект Федерального закона “Об образовании”. Надеюсь, нам удастся сформулировать конкретные предложения, которые будут переданы в возглавляемую ректором НИЯУ МИФИ Николаем Стрихановым рабочую группу по законодательному обеспечению развития профессионального образования и могут быть учтены при доработке законопроекта”, — сказал он.
Выступления участников конференции предварил доклад представителя Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ Татьяны Ждановой о мерах, которые министерство предпринимает для развития инженерного образования и ВПО в целом. Она напомнила, что инженерно-технические вузы составляют примерно половину от общего числа учреждений этого уровня профессиональной подготовки. Ежегодно они выпускают порядка 200 тысяч молодых специалистов, однако уровень компетенций дипломированных инженеров и конструкторов, согласно отзывам работодателей, часто оставляет желать лучшего.
Оптимизируя вузовскую сеть в целях повышения качества обучения, чиновники намерены сократить порядка 20% вузов и 40% их филиалов. Решения о закрытии, слиянии или изменении программ развития учреждений ВПО будут приниматься по результатам мониторинга (первый завершился на днях, очередной намечен на апрель), последующего их анализа и обсуждения с профильными ведомствами и администрациями субъектов. По словам представителя департамента, порядок распределения контрольных цифр приема (КЦП) в следующем году претерпит изменения, причем не только в связи с тем, что будет основываться на результатах проведенного исследования. Предполагается, что профильные ведомства проведут собственные конкурсы вузов за бюджетные места по определенным направлениям. Например, организацией конкурсного распределения КЦП для ОПК займется Минпромторг. Среди вопросов, намеченных Минобрнауки к рассмотрению в ближайшее время, — организация базовых вузовских кафедр на предприятиях, развитие стажировок преподавателей и студентов, в том числе за рубежом. Татьяна Жданова также подчеркнула в своем выступлении важность профориентационной работы с молодежью. “Одними сокращениями повышения интереса лучших абитуриентов к техническим специальностям мы не добьемся”, — заметила она.
О том, какие возможности нужно использовать сегодня, чтобы повысить мотивацию детей к занятиям научно-техническим творчеством и создать условия для привлечения талантливых представителей нового поколения в техническую сферу, рассказал член Общественной палаты при Минобр­науки РФ Александр Леонтович. Он обозначил несколько направлений этой деятельности: развитие школ и лицеев, дающих общее образование хорошего академического уровня, с профориентационной составляющей, освоение педагогами технологий проблемно-исследовательского обу­чения, разработка в педвузах методик ведения проектно-исследовательской деятельности и другие. Необходим и механизм межведомственного взаимодействия на основе проведения конкретных мероприятий (Всероссийский фестиваль науки, конференции, экскурсии на производство и т.д.) с участием представителей компаний-работодателей. Важно также, чтобы школьники видели траекторию и цель своего профессионального развития — достойное трудоустройство.
Успешные примеры профориентационной работы есть. В большом объеме, в частности, ее проводит Общероссийское общественное движение творческих педагогов “Исследователь”, тесно взаимодействующее с Международным движением научно-технического досуга “Милсет”. Интересные программы реализуют некоторые госкорпорации (“Росатом”, “РЖД” и другие). Александр Леонтович подчеркнул, что этот опыт должен стать системным.
О том, что в вузы приходят абитуриенты с недостаточным базовым образованием, а на производство — выпускники, которым опасно доверять современное дорогостоящее оборудование, говорили многие участники конференции. Как в предлагаемых обстоятельствах обеспечить подготовку специалистов, вполне способных включиться в реальную работу уже в процессе обучения, на примере своего университета рассказал Валерий Кошкин. Ректор обратил внимание на то, что по действующим стандартам практике отводится всего 4% учебной нагрузки студента. В МГИУ, продолжая отчасти следовать советской системе “завод-втуз”, применяют интегрированное обучение, которое широко практикуется и в зарубежных вузах. Учебный процесс строится так, чтобы преподавание теории и работа на предприятии совмещались без нарушения требований стандарта. По просьбе вуза Минобрнауки разрешило увеличить срок обучения на полгода. С четвертого курса студенты заняты на реальном производстве полный рабочий день, а теоретические курсы изучают на вечерних занятиях. В результате университет выпускает готовых инженеров, освоивших культуру конкретного предприятия, с практическим опытом и записью в трудовой книжке о трудоустройстве по специальности. Нередко такие студенты получают дополнительную стипендию от работодателя и защищают диплом по рекомендованной им теме.
По мнению Валерия Кошкина, требуют усовершенствования и нормативной поддержки такие механизмы совместного участия в обучении специалистов, как увеличение сроков реализации образовательных программ вузами при совмещении там очной формы занятий и работы на предприятиях, а также целевая подготовка и базовые кафедры. Одно из озвученных ректором предложений — законодательно закрепить право предприятий вести учебную деятельность на своей территории.
Формулируя инициативы для Минобрнауки, участники конференции акцентировали внимание еще на целом ряде проблем, в том числе на расширении налоговых льгот для предприятий, несущих затраты в связи с совместной с вузами подготовкой кадров, и планировании расходов на обу­чение специалистов в рамках гособоронзаказа. Знакомство с уникальной экспозицией ядерного оружия (его в Заречном производили с 1960-х годов и до недавнего времени) привело к рождению новой идеи в области популяризации инженерной деятельности: Минобрнауки было предложено создать видеокаталог лучших технических музеев страны. Какие именно считать лучшими, должен решить конкурс.

 

ПОЛНОСТЬЮ МАТЕРИАЛ СПЕЦВЫПУСКА ДОСТУПЕН В ФОРМАТЕ PDF
 

Татьяна Возовикова
Фото предоставлены управлением общественных связей города Заречного

Нет комментариев