Загадочные звенья. Многоуровневая система образования озадачила работодателей.

Сегодня почти все вузы России перешли на многоуровневую систему подготовки. Процесс этот проходил непросто, возник целый ряд проблем, одна из которых — непонимание со стороны работодателей сущности и предназначения бакалавров и магистров. Чтобы поделиться опытом и сообща найти ответы на волнующие вопросы, представители крупнейших вузов России собрались на Всероссийскую научно-практическую конференцию “Многоуровневая система высшего профессионального образования: становление, проблемы, перспективы”, которая прошла в Северном (Арктическом) федеральном университете им. М.В.Ломоносова.
Конференция была приурочена к 20-летию многоуровневой системы на Архангельском Севере. В 1992 году создателем Педагогической мастерской, где начался эксперимент по апробации идей “многоуровневки”, тогда еще на базе Поморского государственного педагогического университета, была Светлана Коваль — кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель РФ. “Бакалавриат — магистратура — аспирантура — дополнительное профессиональное образование — все это неотъемлемые звенья одной системы, основа которой — преемственность, — подчеркивает Светлана Александровна. — Важно не утрачивать эту связь и при этом усиливать исследовательскую составляющую, развивать мобильность не только международных, но и внутрироссийских контактов, совершенствовать образовательные технологии, грамотно решать вопросы финансирования и развития инфраструктуры”.
Проблемы “многоуровневки” обсудили представители МГУ им. М.В.Ломоносова, Уральского и Южного федеральных университетов, Российского государственного педагогического университета, Санкт-Петербургских политехнического и лесотехнического университетов, Новгородского госуниверситета, Карельской педагогической академии и других вузов. Речь шла о формировании образовательных программ по разным направлениям подготовки, о реализации прикладного бакалавриата, взаимодействии работодателей и вузов.
“Чтобы многоуровневая система образования развивалась, нужно совершенствовать нормативно-правовую и методическую базы. Сегодня очевидно, что стабильная правовая и финансовая основа у нас появится с принятием закона “Об образовании в Российской Федерации”, после чего можно будет развивать “нормативку”, и это может занять от двух до трех лет”, — считает начальник организационно-методического отдела дополнительного профессионального образования Уральского федерального университета Вита Вятчина.
“Во многих странах, чтобы выйти на рынок труда, выпускник должен сдать профессиональный экзамен или получить профессиональную лицензию, — задает тон очередной дискуссии директор учебно-методического центра “Экспертный центр оценки документов об образовании” Санкт-Петербургского политехнического университета Евгений Шевченко. — Эти экзамены принимает смешанная комиссия из представителей объединений работодателей, местной власти и преподавателей разных вузов”.
Ждет ли сегодня российского выпускника лицензирование профессиональной деятельности? “Этот вопрос долгое время не был для нас актуальным: отечественная система государственного стандарта в отличие от европейской давала организациям и предприятиям определенные гарантии качества подготовки. Но с каждым годом работодателям все больше хочется участвовать в проверке компетентности молодых специалистов, поэтому есть вероятность, что выпускников наших вузов в будущем ждут подобные экзамены у представителей рынка труда”, — предполагает заместитель проректора по учебной работе Уральского федерального университета Елена Вострецова.
Увы, современный работодатель не понимает, в ком нуждается. Проблем с трудоустройством должно стать меньше, когда те, кто предоставляет вакансии, разберутся в специфике уровней. Нельзя понимать бакалавриат как урезанную программу специалитета, а магистратуру — как то, что не успели дать в бакалавриате. Магистратура должна задавать более высокую планку освоения именно научного пласта.
“Я по образованию инженер-радиоэлектронщик, раньше подготовка в этой области длилась не менее пяти-шести лет, — рассказывает Е.Вострецова. — В ряде развитых стран по инженерным специальностям нет уровневой подготовки. И у нас существует спектр направлений, для которых моноподготовка сохранена. Это, прежде всего, медицина и некоторые высокотехнологичные направления. В ходе конференции мы обсуждали вопрос, возможно ли при схеме “бакалавр — магистр” вести качественное обучение именно для высокотехнологичных направлений? Видимо, для однозначного ответа на этот вопрос прошло еще слишком мало времени, опыта недостаточно”.
Участники встречи сошлись во мнении, что при разработке образовательных программ, планировании приема в вузы кроме позиции работодателей следует учитывать перспективы развития экономики страны и региона, последние научные достижения, социальные вопросы и потребности общества. Учет совокупности этих факторов позволит вузам стать эффективнее.
Что требуется от учащегося? Чтобы ожидания выпускника оправдались, он должен планировать свою карьеру, уже будучи студентом, — современная система образования предлагает ему индивидуальную образовательную траекторию. Во время обучения на втором курсе бакалавриата определяются возможности молодых людей, их склонности и интерес к практической либо научной деятельности, и в зависимости от потенциала складывается дальнейшая карьерная траектория.
Что сохранить от старой системы? Россия ориентируется на европейский опыт, но, по мнению участников конференции, она должна сохранить положительные черты классического российского университетского образования. “Наше образование отличалось фундаментальностью и базовой направленностью, с переходом на бакалавриат и магистратуру это потерять нельзя, — уверен заместитель декана экономического факультета Южного федерального университета Дмитрий Шевченко. — Базовая подготовка даст возможность бакалавру заняться не только практической деятельностью, но и фундаментальными исследованиями. Также стоит сохранить классический дух университета, демократические традиции — живое взаимодействие преподавателя и студента”.

Елена ИОНАЙТИС

Нет комментариев