Прозрачное далеко

На Байкале будет построена международная обсерватория для изучения космических лучей высоких энергий, она называется Tunka HiSCORE. С подробностями — Physicsworld.com.
Как сообщает сетевое издание, проект HiSCORE (Hundred Square-km Cosmic Origin Explorer) обойдется в 46 миллионов долларов. Возведение установки, которая будет распределена на площади 100 квадратных километров и состоять из тысячи детекторов, должно завершиться к концу десятилетия. Задача HiSCORE, как и других, установленных в разных местах земного шара, в том числе и на дне Байкала, обсерваторий космических лучей, заключается в том, чтобы ответить на вековой вопрос о происхождении пронизывающих космос и несущихся на огромной скорости заряженных частиц, которые до Земли хоть и не доходят, но с атмосферными частицами взаимодействуют, вызывая рождение вторичных частиц. Обсерватория HiSCORE создается коллаборацией трех российских институтов — московского Института ядерных исследований РАН, Иркутского государственного университета и МГУ, а также базирующихся в Германии исследовательского центра по физике частиц DESY, Гамбургского университета (University of Hamburg) и Технологического института Карлсруэ (Karlsruhe Institute of Technology).
Название строящейся обсерватории происходит от прибайкальской долины Тунка, где в 2009 году состоялся запуск крупнейшей в мире установки “Тунка-133” для исследования космических лучей сверхвысоких энергий (UHECR). Как уточняет Российский PR-портал, она состоит из 133 оптических детекторов и используется для того, чтобы улавливать излучение Черенкова. Исключительная прозрачность воздуха в Тункинской долине позволяет фиксировать даже слабые вспышки света, что и явилось главным критерием выбора места для реализации проекта в этом отдаленном районе России. Вторичные частицы, возникающие в атмосфере от проникновения космических лучей, в свою очередь, сами взаимодействуют с атмосферой, что приводит к так называемым широким атмосферным ливням частиц и сопровождается вспышками света, которые называются черенковским излучением. Его можно наблюдать с помощью оптических телескопов. Энергетические параметры объектов, на которые нацелена обсерватория Tunka HiSCORE, это гамма-лучи высоких энергий (свыше 10 тераэлектронвольт) и космические лучи от 100 тераэлектронвольт до 1 эксаэлектронвольта.