Будет чище

В ходе метагеномных исследований загрязненных ураном почв биологи обнаружили массу перспективных микробов, результаты опубликованы в журнале Science от 28 сентября.
Американские ученые из Калифорнийского университета в Беркли (University of California at Berkeley) и Национальной лаборатории Лоуренса Беркли (Lawrence Berkeley National Laboratory), а также Окриджской и Тихоокеанской Северо-Западной Национальных лабораторий (Oak Ridge National and Pacific Northwest National Laboratories) изучали биовосстановление почв на месте бывших урановых рудников в Колорадо. Из образцов грунтовых вод, которые забирались несколько дней подряд после обработки почвы кислотным раствором, ученые выделили ДНК, расшифровка которой позволяет предположить, что этот совокупный генетический материал принадлежит десяткам разных видов микробов. 49 из них идентифицированы, и их геномные последовательности почти полностью воссозданы, что позволяет приступить к оценке особенностей метаболизма бактерий, живущих в специфической среде. “Все изученные бактерии из тех, что были здесь обнаружены, возможно, участвуют в производстве водорода, круговороте серы и ферментации углерода осадочных пород, о чем раньше не было известно”, — считают авторы исследования. Изучая метаболизм этих микроорганизмов, ученые надеются выявить механизмы, используемые бактериями для выживания в среде с тяжелыми металлами и другими токсическими веществами. Эта информация может послужить отправной точкой для создания новых методов очистки окружающей среды.
Водоносный слой в районе заброшенного колорадского рудника, который послужил исследователям источником материала, был, как и ожидалось, населен бактериями вида Geobacter bemidjiensis, которые известны своей способностью восстанавливать металлы. Но, судя по метагеному, то есть совокупной последовательности ДНК, а также благодаря определению последовательности гена 16S РНК, являющейся индивидуальным маркером микроорганизма, кроме геобактера в грунтовых водах оказалось еще 87 разных микробов. Их геномные профили определялись спустя пять, семь и десять дней после обработки почвы кислотным веществом с тем, чтобы посмотреть динамику активности микробного сообщества в условиях искусственного осаждения урана и выявления микробных генов, играющих в этом процессе существенную роль. Анализ показал неизменность популяции геобактера и скопления других бактерий, использующих в качестве источника энергии углерод из органических остатков, а также производящих водород, небольшие углеродсодержащие молекулы и углекислый газ. Сведения о подземных микробных сообществах, по мнению ученых, могут скорректировать методы биодеградации обедненного урана.