Островок стабильности

Поиски сверхтяжелого 113-го элемента завершились — окончательно доказать его существование удалось японским ученым. Подробности — в RIKEN Press release.
Наиболее четкие данные о прежде неуловимом 113-м элементе таблицы Менделеева получены физиками японского Ускорительного исследовательского центра имени Ёсио Нисина при институте RIKEN (Nishina Center for Accelerator-based Science) в результате шести последовательных альфа-распадов. Эти данные опубликованы в журнале Японского физического общества (Journal of Physical Society of Japan), и после признания открытия Международным союзом чистой и прикладной химии (International Union of Pure and Applied Chemistry, IUPAC) Япония получит приоритетное право дать новому элементу название. Пока что элемент носит временное название унунтрий, оно искусственно образовано из корней латинских числительных для обозначения порядкового номера, дословно “одно-одно-третий”. 113-й относится к сверхтяжелым, или трансурановым, элементам, чьи ядра тяжелее ядра урана. В природе этих элементов нет, но возможность их существования предсказана более полувека назад, и это предсказание уже нашло немало подтверждений. Точно известно о существовании 114-го и 116-го элементов, и у них уже есть названия  флеровий и ливерморий соответственно. Получены и ждут официального признания 115-й — унунпентий, 117-й — унунсептий и 118-й — унуноктий, сейчас к ним присоединился 113-й.
Лидерами в синтезе сверхтяжелых элементов являются Россия (главным образом, Объединенный институт ядерных исследований в Дубне), США и Германия. Япония стала первым азиатским государством, присоединившимся к поискам “островов стабильности” в море нестабильных трансурановых элементов, как принято обычно говорить о достижениях в этой области. Группа Косуке Морита (Kosuke Morita) проводила эксперименты по синтезу 113-го почти 10 лет. Для этого использовался линейный ускоритель института RIKEN в Вако близ Токио. Ионы цинка разгонялись в нем до 10% скорости света и сталкивались с мишенью — тончайшим слоем висмута, в результате чего возникали сверхтяжелые ионы, после альфа-распада которых и был идентифицирован изотоп 113-го. Продукты реакций отделялись от первичного пучка с помощью газового сепаратора ионов отдачи под названием GARIS, который связан с детектором. В экспериментах 2004 и 2005 годов также были получены свидетельства альфа-распада с образованием 113-го элемента, но то был результат спонтанного распада сверхтяжелого дубния-262. Нынешние эксперименты были направленными, а потому их результаты более убедительны.