Бремя московское. Ректоры столицы разделят с чиновниками заботы о нуждах города.

Курс на активизацию вузовского участия в развитии регионов страны, набирающая полный ход оптимизация сети учреждений ВПО — все это сегодня создает особые условия для решения задач, которые ставит перед собой ректорское сообщество. Устав некоммерческой организации “Ассоциация московских вузов”, высший орган управления которой — Совет ректоров вузов Москвы и Московской области, предусматривает участие ректоров в формировании государственной образовательной и социальной политики, оказание помощи в ее реализации федеральным и местным органам власти и управления, а также защиту прав и интересов вузов перед этими структурами. Минувшим летом у членов столичного ректорского объединения появился новый лидер: в июле руководители вузов на общем собрании избрали председателем своего совета ректора Московского физико-технического института Николая Кудрявцева. Фактически он занял этот пост вслед за президентом Московского государственного технического университета им. Н.Э.Баумана Игорем Федоровым, поскольку избранный советом в апреле Дмитрий Ливанов вскоре был назначен министром образования и науки, так и не успев приступить к председательским обязанностям. Вступая в должность, приоритетом своей работы Николай Николаевич назвал повышение качества образования с учетом интересов всех участников образовательного процесса, подчеркнув, что сейчас этот вопрос стоит особенно остро и вузам надо шире “включаться в выработку необходимых решений”. О том, на каких направлениях деятельности региональный Совет ректоров сосредоточивает сегодня особое внимание, его председатель рассказал корреспонденту “Поиска”.

— Все главные составляющие элементы, а также приоритеты взаимодействия с Минобрнауки и администрацией города, которыми мы руководствуемся на сегодняшний день, были определены Советом ректоров вузов Москвы и Московской области под руководством Игоря Федорова. Их предстоит продолжать и развивать. Сегодня у нас есть немало тем для делового обсуждения с министерством. Очень важно сформировать в контексте этого сотрудничества те вопросы, по которым мы готовы высказывать свою позицию. Делать это необходимо своевременно — руководители вузов должны быть в курсе тенденций и точек зрения, вовремя доносить до чиновников свое согласие или несогласие, проявлять инициативу до того, как приняты решения. А для этого необходимо наладить надежную обратную связь.
Одна из актуальных тем — назначение и выборы ректоров. Тут есть над чем работать. Сейчас эта проблема рассматривается чиновниками в целом, без погружения в детали. А ведь московское ректорское сообщество находится ближе к каждому конкретному вузу, чем министерство, и способно объективно исследовать ситуацию и повлиять на кадровый состав руководства того или иного университета. Это касается и реорганизации вузов. Мы можем не только оценить соответствующие решения министерства, но и обеспечить аналитическое сопровождение для принятия мер на следующих этапах, обсудить и сформулировать наиболее оптимальные пути развития ситуации. На мой взгляд, опора на Совет ректоров вузов Москвы, как и вообще на региональные советы ректоров, могла бы существенно помочь Минобрнауки достичь заявленной им цели оптимизации вузовской сети, то есть сделать систему высшего профобразования действительно сильнее.
Важно не только продолжать, но и переводить на следующий уровень наше взаимодействие с департаментами московского правительства. Сегодня основная линия этого сотрудничества — активное участие совета, объединяющего более 120 вузов региона, в реализации совместных проектов в интересах города. Распределение между вузами субсидий, которые правительство Москвы уже много лет предоставляет Совету ректоров, сейчас приобретает иную форму. Прежде одним из наиболее значимых ориентиров была численность сотрудников того или иного учреждения ВПО, и руководители старались привлечь как можно больше вузовских подразделений и кадров профессорско-преподавательского состава к работе в таких проектах. Сегодня мы стремимся к тому, чтобы эти средства предоставлялись для выполнения конкретных, четко обозначенных, актуальных для города дел, стараемся активнее участвовать в формировании его политики и распределении ресурсов. С этой целью проводятся конкурсы, в организации и проведении которых задействованы представители департаментов правительства столицы. Вузы должны шире участвовать в программах развития города. Заказчик нашей работы — Департамент образования города Москвы, он ее принимает и оценивает.
Создание центров прототипирования — образовательных ФабЛабов (fabrication laboratory, производственных лабораторий) на базе вузов при финансовой поддержке города — один из примеров такого взаимодействия. В лабораториях, оснащенных современным оборудованием, позволяющим изготавливать объемные прототипы конструкций любого назначения, в соответствии с заказами города старшеклассники могут проходить специализированное обучение, а учителя школ — повышать квалификацию. Сетью таких центров уже охвачены практически все районы Москвы. Развиваем и такие формы работы со школьниками, как олимпиады, мероприятия по профориентации и другие. Расширение услуг по дополнительному образованию, повышению квалификации учителей и директоров школ также остается приоритетным направлением нашего взаимодействия.
Вузовское сообщество региона намерено развивать еще одну сторону работы в интересах города. Изменения демографической ситуации влияют на социальные потребности его жителей. Вновь наполняются детские сады. Значит, необходимо оценить перспективные возможности московских школ. И сейчас мы работаем над организацией научно-аналитического сопровождения столичного образования, чтобы необходимые решения принимались в упреждающем режиме исходя из анализа складывающейся ситуации. Обсуждаем, как оптимально наладить этот процесс. Таким образом, взаимодействие в рамках субсидий приводит к реализации конкретных дел в интересах города.
От правительства Москвы совет получил предложение готовить абитуриентов в профильных классах на базе вузов, и на это город готов выделить определенные ресурсы. В данный момент мы выясняем, какие вузовские коллективы заинтересованы в подключении к такой работе. В наших планах — более широкое участие в проведении единого государственного экзамена. Будем открывать новые пункты на своих базах. Участие в процедурах приема ЕГЭ преподавателей вузов как представителей независимой среды, обладающих высокой квалификацией, весьма полезно для повышения эффективности работы этого механизма оценки знаний выпускников школ.
Что касается режима работы нашего совета, то, по моему мнению, он должен стать более динамичным. Как правило, заседания президиума с участием представителей руководства Москвы и Минобрнауки проводились один-два раза в месяц, ежегодно проводилось отчетное заседание ректорского совета. Сегодня стоит задача организовать работу так, чтобы регулярно собиралось не только его оперативное ядро (порядка 20 членов), но и группы ректоров, занимающихся определенными направлениями нашей деятельности, то есть конкретными делами. Необходимо также наладить участие наиболее компетентных специалистов — представителей вузов — во взаимодействии совета с департаментами по политическим и стратегическим вопросам, в рабочих совещаниях по текущим проблемам. В заключение хотелось бы выразить уверенность в том, что Совет ректоров вузов Москвы и Московской области и впредь будет вносить свой весомый вклад в деятельность Российского союза ректоров. Мы давно и плотно встроены в систему его работы и намерены и далее приумножать положительный опыт нашего неразрывного сотрудничества.

Татьяна Возовикова

Нет комментариев