Рецепт на карьеру. Российских студентов манят работой в крупнейшей фармацевтической компании.

Сколько нужно денег, чтобы создать новое лекарство? В среднем, по оценкам специалистов, — 1 миллиард 300 миллионов долларов. Почему так много? Дело в том, что цена включает и стоимость разработки медицинских препаратов, которые не дошли до пациента. Скажем, за прошедший год разрабатывалось примерно три тысячи препаратов, а на фармацевтический рынок поступило чуть более тридцати. Кроме того, новые лекарства защищены патентом только в течение 20 лет. Казалось бы, срок немалый, но от создания самого препарата до его внедрения проходит 10-15 лет и даже больше. Так что у фармацевтической компании остается, как правило, три-четыре года, чтобы окупить затраты. Потом доходы падают, потому что, как только заканчивается действие патента, любая фирма может производить новое лекарство. В результате только два препарата из десяти оказываются прибыльными.
Эти сведения привела бывшая выпускница Московского института тонкой химической технологии, а ныне руководитель проектов департамента химико-фармацевтической разработки компании Pfizer Галина Вид в своей лекции “Фармацевтическая промышленность и фармацевтическая компания”. Цикл лекций “Разработка лекарственных препаратов — от идеи до пациента”, прочитанный ведущими специалистами американской компании студентам и аспирантам биологического факультета МГУ, был первым шагом, с которого стартовала долгосрочная программа сотрудничества в области науки и образования между московским вузом и Pfizer.
Следует подчеркнуть, что эта компания не только производит медицинские препараты, она на научной основе ведет поиск принципиально новых их видов. Что же привело ее в российский вуз?
На этот вопрос дал ответ бывший выпускник Новосибирского государственного университета, а ныне глава российского представительства компании Даниил Блинов на пресс-конференции, посвященной старту программы. Сначала он обратился к присутствующим в аудитории студентам и журналистам:
— Что в нашем бизнесе самое дорогое?
Из зала послышались голоса: идеи, бренды… Кто-то сказал: “Кадры”.
— Правильно! — оживился Даниил. — Головы дороже брендов и идей. Мы пришли к вам и говорим: нам нужны ваши головы. Большая фарма идет в университет.
Журналисты поинтересовались, чем именно российские головы привлекли американских фармацевтов. По мнению специалистов компании, свободы научной мысли в головах студентов, проживающих на территории России, больше, чем у тех, кто учится в других странах. Это порадовало: ну хоть где-то у нас много свободы!
А что такое сотрудничество даст университету?
Об этом рассказал декан биологического факультета МГУ академик Михаил Кирпичников. По его словам, основная проблема российского образования, актуальная еще с советских времен, в том, что вузы, как правило, выпускают немотивированных специалистов. Получая фундаментальное образование, выпускники не могут применить свои знания на практике. В результате образуется огромный разрыв между фантастическими достижениями науки и, скажем, практической фармакологией. Давно пора научиться конвертировать фундаментальные знания в новые лекарственные препараты. И долгосрочное сотрудничество с лидером мировой фармацевтики должно в этом помочь.

Василий ЯНЧИЛИН
Фото автора

Нет комментариев