На подходе. Новые технологии стучатся в двери вузов.

Четвертый год подряд собираются специалисты на Международный форум по образованию Smart E-Learning для обсуждения новейших технологий и внедрения их в процессы обучения. В рамках форума были организованы выставка и конференция. На этот раз мероприятие прошло в крупнейшем выставочном центре “Крокус Экспо”. Его организатором по традиции выступил Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ) в партнерстве с Российской ассоциацией электронных коммуникаций (РАЭК) и Сообществом e-Learning PRO.
…У небольшого купола в самом начале выставки толпился народ — все хотели попасть внутрь. Удалось не всем. Внутри посетителей ждали удобные лежаки с мягкими подушками. Приятный голос диктора очаровывал. “Горизонт событий” — именно так называлась эта интерактивная полнокупольная 3D-среда, где в режиме реального времени можно было визуализировать известную нам Вселенную в соответствии с точными научными данными. “Горизонт” основан на графической технологии Unreal Engine Technology, которая поддерживает потрясающую графику разрешением до 4К (разрешающая способность в цифровом кинематографе и компьютерной графике, примерно соответствующая 4000 пикселей по горизонтали) вместе с красивым саундтреком. Управление экспозицией осуществляется через Apple iPad, обеспечивая самый простой контроль. Каждый преподаватель сможет им воспользоваться, а ученикам и студентам будет очень интересно.
А вот в огромном нарядном павильоне было достаточно места для всех. Демонстрировались новейшие разработки, помогающие модернизировать работу университетов. Например, было представлено множество систем управления образовательными процессами. По словам разработчиков, они смогут повысить качество учебного процесса и сделают его проще. А еще с их помощью можно контролировать успеваемость, проводить дистанционные занятия, формировать отчетность для деканатов, кафедр и административных отделов. Одна из ведущих компаний, создающих такие проекты, — IBS. Ее системами уже пользуются Московский физико-технический институт, Нижневартовский государственный гуманитарный университет, Российский государственный социальный университет, Российская экономическая академия им. Г.В.Плеханова, Московский государственный институт международных отношений, Высшая школа экономики и другие вузы.
В области дистанционного обучения главным “законодателем мод” выступила ИT-компания Enigma Enter с системой дистанционного обучения Enigma, разработанной на инновационной, многофункциональной платформе Microsoft Office Sharepoint Server 2007/2010. Это решение объединяет всех участников учебного процесса на едином информационно-образовательном портале организации, предоставляя средства для совместной работы, коммуникаций и электронного обучения. Получается некая база знаний с единой точкой входа и полнотекстовым поиском по любым видам документов, учебных материалов и профилям пользователей. Также Enigma Enter создает электронные учебные курсы в международном формате SCORM (сборник спецификаций и стандартов, разработанный для систем дистанционного обучения). Благодаря таким разработкам экономятся средства: крупные компании могут обучать персонал на рабочем месте и даже заказывать индивидуальные продукты. Среди клиентов компании — Национальная ассоциация школ дистанционного обучения NNDS и Гарвардский университет.
Сама же компания Microsoft, стильный стенд которой расположился в центре выставки, объявила о запуске новой глобальной инициативы — Microsoft Youth Spark. Она объединит 25 существующих и новых программ, направленных на поддержку молодых людей в их стремлении реализовать свой потенциал в трех ключевых направлениях: образование, трудоустройство и предпринимательство. К примеру, программа содействия начинающим компаниям BizSpark открывает молодым предпринимателям доступ к средствам разработки ПО Microsoft и контактам с ведущими отраслевыми компаниями, включая инвесторов, которые могут помочь им начать свой бизнес. Программу Office365 разработали в помощь вузам — это бесплатный набор средств для студентов и преподавателей, расширяющий инструменты обучения и совместной работы: электронная почта, мгновенный обмен сообщениями, групповое видео, голосовой чат и возможность просмотра и редактирования документов через Интернет, что позволяет студентам добиваться успеха.
На выставке была организована большая деловая программа, целых 13 конференц-залов для обсуждений оказались в распоряжении гостей и участников. Центральной темой дискуссий стал smart-университет — объединение профессорско-преподавательского состава для осуществления совместной образовательной деятельности в сети Интернет на базе общих стандартов, соглашений и технологий. Проще говоря, речь о совместном создании и использования образовательного контента. Какой видят эту деятельность сотрудники университетов и руководство? Что нужно изменить, чтобы продвинуться в этом направлении? Президент международного консорциума “Электронный университет” Владимир Тихомиров считает, что ситуация с электронным обучением в стране тяжелая. “В недавно опубликованном интервью президент Стэнфорда подчеркнул, что smart-обучение — стратегический и единственный путь, ведущий к эффективности образования. Отставание в этом вопросе приведет в течение пяти — семи лет к полному исчезновению университетов”, — рассказал он. По мнению В.Тихомирова, ситуация уже сегодня вызывает тревогу. Подрастает абсолютно новое поколение людей — сетевое. Действительность не соответствует их ожиданиям. Насмотревшись сюжетов про суперсовременные технологии в ведущих университетах мира, молодежь с неохотой идет в отечественные вузы, где преподают “мелом по доске”. “Они хотят за границу”, — пожаловался президент международного консорциума. А в российских вузах, по его словам, нарастает отставание академического контента — знания, которые получают студенты, устаревают еще в процессе обучения. Ребята, выходящие из стен вузов, не готовы работать с технологиями, с которыми сталкиваются на производстве. В этом виновато правительство, считает Владимир Тихомиров, именно оно допускает ошибки одну за другой: “Деньги вкладываются в усовершенствование аппаратуры, зданий, столовых, но не в развитие человеческого потенциала, в подготовку учителей, в повышение квалификации”. Необходимы новые программы, учебник должен превратиться в интерактивную базу данных. Каждый университет обязан сформировать для себя smart-направления. И в первую очередь студентам и сотрудникам университета нужно научиться разумно использовать современные информационно-коммуникационные технологии для реализации своего научного и творческого потенциала. Очень важно, чтобы проявить себя смогли также люди с ограниченными возможностями. Для них новейшие разработки смогут открыть новый мир…
По мнению участников форума, уже сегодня ясно, что на ближайшее десятилетие в развитии информатизации образования очень актуальной будет тема перехода к smart-университету: это позволит расширить границы применения дистанционных технологий обучения, а также значительно повысить качество образования и свободу выбора траектории обучения.

Татьяна ЧЕРНОВА
Фото автора

Нет комментариев