Дух и цифра. В СНГ создадут сетевой университет духовного образования.

С 1 сентября по всей России ученики четвертых классов приступили к изучению нового предмета — “Основы религиозных культур и светской этики”, выбрав по желанию один из шести модулей, связанных со знакомством с православной культурой, культурами ислама, буддизма, иудаизма, с историей мировых религий, с основами светской этики. Теперь, когда дискуссии о целесообразности введения этого предмета в школьное расписание потеряли смысл, самое главное — кто (и как) будет его преподавать, кто (и как) будет готовить учителей нужного профиля. Эти вопросы обсуждались на Международном семинаре-совещании представителей государств-участников СНГ, состоявшемся недавно в Московском государственном лингвистическом университете (МГЛУ). Тема семинара-совещания — “Разработка и реализация инновационных моделей подготовки и повышения квалификации специалистов по истории и культуре традиционных религий в государствах-участниках СНГ”. Это уже пятая подобная ежегодная встреча ученых, деятелей культуры и образования, представителей государственных органов, общественных организаций, духовных лидеров России и девяти других стран СНГ.
На столах сразу у входа в зал заседаний стопками лежали книги — учебные пособия, учебники, методические разработки по теме предстоящего семинара. Входящим предлагали брать, что посчитают нужным. Похоже, никто не оставался равнодушным к предложению. Стол быстро пустел. “И не ожидала, что тут такая роскошь!” — радовалась соседка, втискивая книги в сумку.
Семинар начался минутой молчания — почтили память Валиуллы Якупова, заместителя председателя Духовного управления мусульман Республики Татарстан, начальника учебного отдела Российско-Исламского университета в Казани, кандидата исторических наук. В июле он был найден мертвым в своем автомобиле (позже на семинаре прозвучит цифра — 57 лидеров традиционного ислама убито в России за последние годы).
— То, что мы наблюдаем сегодня, — террористические акты, гибель людей, разрушение и осквернение святынь — во многом обусловлено тем, что религиозное образование и культурологическое образование в сфере религий отодвинуто на второй план, — заметил секретарь Межрелигиозного совета России Роман Багдасаров, приветствуя участников семинара. — Необходимо изучение религий, причем это важно не только для духовных, но и для светских систем образования.
Начало преподавания основ религиозных культур и светской этики в общеобразовательных школах он охарактеризовал как “громадный шаг к гармонизации межрелигиозного пространства нашей страны”. Следующий этап развития духовности и культуры в России, на пространстве СНГ, во всем мире, по его мнению, зависит не только от образовательного процесса в средних школах, но и от высшего образования, “от дружной совместной работы религиозных лидеров и ректоров вузов”.
Одобрительно отозвался об обучении школьников основам религиозных культур и светской этики первый заместитель председателя Центрального духовного управления мусульман (ДУМ) России, председатель ДУМ Москвы и Центральной России, муфтий Чувашской Республики Альбир Крганов. По его словам, из общения с учениками и их родителями в Чувашии (одном из регионов, где новый курс проходил апробацию) стало ясно, что вместе с детьми вовлекаются в изучение религий и близкие им взрослые.
Говоря об инновационных моделях подготовки специалистов по истории и культуре религий, А.Крганов попросил МГЛУ помочь в издании старых духовных книг (многие из которых, по его словам, сегодня пылятся в архивах) и создании их электронных вариантов. “Нужно вернуть золотое наследие наших предков — книги, по которым они обучались. Оно нас сплотит. Это нужно как российским исламским вузам, так и вузам СНГ”, — заметил он.
Сам факт проведения конференции на такую тему муфтий оценил высоко: “Это как бальзам на душу, как лекарство, в котором мы все нуждаемся”.
Ректор МГЛУ Ирина Халеева разделила прозвучавшую в выступлениях духовных лидеров обеспокоенность ситуацией: “В современной России и ряде стран СНГ наблюдается своего рода системный духовный кризис, большинство наших проблем детерминировано именно им. Его нельзя преодолеть без опоры на религии, это очевидно”. Ректор напомнила, чему учат религии: “добродетельному образу жизни, человечности, духовности, нравственности в соответствии с требованиями совести. Только эти ценности способны противостоять моральной деградации, духовному упадку, наступлению идеологии бездуховности”.
Традиционные модели светского и духовного образования зачастую не поспевают за требованиями времени. Назвав эти требования — информатизация, повышение роли вузовской науки, формирование сети международной академической мобильности, разработка инновационных моделей подготовки специалистов, ректор МГЛУ рассказала, что в этой сфере делает МГЛУ. Уже несколько лет здесь функционирует Лингва-парк — информационно-образовательная среда, построенная по сетевому принципу. Действует Международный институт языков СНГ, образованный совместно с лингвистическими вузами стран Содружества и ставший полноценной структурой МГЛУ. Успешно работают созданные совместно со странами, вузами-партнерами, посольствами стран центры языков и культур стран СНГ — Киргизии, Казахстана, Армении, Азербайджана, Таджикистана, Украины, Молдавии. Составлен электронный каталог библиотеки МГЛУ как базовой организации по языкам и культурам стран СНГ.
Межвузовский совет по духовному образованию сегодня объединяет уже 32 вуза государств-участников Содружества — это своего рода научно-методическое объединение на пространстве СНГ. На интернет-портале совета размещено около 120 учебных и методических пособий, в том числе электронных. Они активно используются преподавателями вузов стран СНГ. “С моей точки зрения, интернет-портал может стать активным инструментом взаимодействия светского и духовного образовательного пространства, своеобразной площадкой обмена передового педагогического опыта, — подчеркнула ректор МГЛУ. — Наша общая цель — превратить портал в информационно-аналитический центр, который включал бы в себя новостную, информационно-справочную, аналитическую, методическую службу, форум и прочее”.
Важное направление инновационной деятельности — создание на базе МГЛУ Международного сетевого университета по духовному образованию. Эта идея уже нашла свое отражение в плане мероприятий Совета по образованию стран СНГ до 2016 года. В рамках этого университета, заметила ректор, было бы целесообразно выступить с инициативой введения направления подготовки и нового стандарта “Основы религиозных культур и светской этики”, разработать соответствующие учебные программы. “Это позволит ликвидировать дефицит преподавателей, обладающих необходимой квалификацией для преподавания этого курса, — пояснила И.Халеева. — Курс-то в школах введен, но не убеждена, что по территории России он читается везде на одинаково высоком уровне”.
Заместитель директора Департамента дополнительного образования детей, воспитания и молодежной политики Минобрнауки РФ доктор социологических наук Татьяна Петрова подтвердила: сегодня для этого курса школы вынуждены искать преподавателей, которые могли бы “квалифицированно” разговаривать с детьми… “Упование только на повышение квалификации учителей. И еще священнослужители участвуют”, — рассказала она.
Вместе с тем представитель Минобрнауки подчеркнула, что “изучение национальных культур и религий, с одной стороны, прекрасный способ приобщения детей и молодежи к духовным традициям народов, населяющих нашу страну, с другой — средство профилактики экстремизма, угрожающего целостности и безопасности государств”. С такой точкой зрения, по ее словам, солидарны многие родители. В ходе недавно завершившегося социологического обследования, проходившего в нескольких странах (России, Белоруссии, Польше), респондентов спрашивали, насколько они считают необходимым изучение традиционных религий в светском учебном заведении. Результаты показали, что по важности источника информации на первом месте идет семья, на втором — Интернет, в котором современные дети проводят много времени, на третьем — мероприятия воспитательного характера в учебных заведениях. “Родители высказывались за то, чтобы в школы приходили профессионалы, чтобы дети получали информацию из первых рук”, — сообщила Т.Петрова.
…Всего на семинаре-совещании было представлено и обсуждено около 30 докладов. Много говорилось о роли высших учебных заведений в изучении истории и культуры религий в странах СНГ, об усилении взаимодействия светского и духовного образования, расширении сотрудничества университетов. От имени Межвузовского совета по духовному образованию государств Содружества участники семинара обратились к вузам, осуществляющим подготовку и повышение квалификации специалистов по истории и культуре традиционных религий в странах СНГ, с призывом активно применять технологии открытого образования, внедрять единую систему дистанционного образования, расширять практику академической мобильности и обмена опытом.
Вопрос о создании на базе МГЛУ Международного сетевого университета духовного образования будет обсуждаться на VIII Международном форуме “Диалог языков и культур СНГ и ШОС в XXI веке”, который в конце октября пройдет в Минске.

Наталия БУЛГАКОВА
Фото Николая СТЕПАНЕНКОВА

Нет комментариев