Из породы зубров. Мир высоко оценил заслуги выдающегося ученого, а наград своей страны он так и не дождался.

В восьмидесятых годах прошлого века одной из самых востребованных у читателя книг стала повесть Д.Гранина “Зубр”, опубликованная в журнале “Новый мир”. К тому времени уже знали и о “Философском пароходе”, на котором в 1922 году из России были высланы многие ученые (что, возможно, спасло им жизнь в 1937-м), и о “шарашках”, в которых трудились под надзором НКВД выдающиеся умы Отечества. Герой Гранина представал в ней не столько страдальцем, преследовавшимся властями, сколько человеком, занятым изучением тайн природы, потому что без этого для него нет жизни, а прочие обстоятельства — лишь фон, осложняющий, но не способный помешать главному делу. С тех пор о Тимофееве-Ресовском, замечательном ученом с необычной судьбой, появилось немало книг. Новая составлена группой его учеников и сотрудничавших с ними ученых. Она содержит научно-биографический очерк о Тимофееве-Ресовском, статьи самого ученого. Ряд из них публикуется на русском языке впервые.
Николай Владимирович родился в Москве 7 сентября 1900 года. Был первенцем (после него родились еще четверо детей). Семья принадлежала к дворянскому роду, в которой двойная фамилия передавалась только старшему сыну, а другие братья и сестры были Тимофеевыми. С 1919 по 1920 год служил в Красной Армии, в 1921-м поступил на естественное отделение физико-математического факультета МГУ. Параллельно с учебой работал. Много позже в кругу друзей говорил, что в люди он вышел благодаря Октябрьской революции, которая лишила семью средств к существованию, и он “вынужден был работать, а иначе занимался бы охотой и коллекционированием офортов. А так стал тем, кем стал”. В начале 1920-х годов он преподавал сразу в нескольких институтах, работал научным сотрудником в Институте экспериментальной биологии, который возглавлял выдающийся генетик Н.К.Кольцов. Но, по его словам, более доходными и “хлебными”, чем научная и педагогическая работа, были погрузочно-разгрузочные работы на Московской железной дороге.
Свои исследования Николай Владимирович начинает с изучения генетики природных популяций мухи дрозофилы, что вылилось в учение о микроэволюции. Увлеченность наукой руководство института оценило, его рекомендовали для работы за границей. Вместе с семьей ученый переехал в Германию в пригород Берлина, где проработал в Институте исследования мозга с 1925 по 1946 год. Там он сделал важный вывод, что каждый признак подвергается воздействию многих генов и, напротив, отдельный ген обладает множественным действием.
Ученого особенно интересовал мутационный процесс. С коллегами, физиком-экспери-ментатором К.Циммером и физиком-теоретиком М.Дель-брюком (будущим лауреатом Нобелевской премии), он изучил количественные зависимости частоты мутаций от дозы облучения, мощности дозы и ее распределения во времени, качества излучения. В их совместной публикации содержался вывод, что “мутации представляют собой превращение одной-единственной молекулы, то есть являются скорее химической, чем биологической реакцией”, могут и должны быть предметом физико-химического анализа.
В конце 1930-х годов в Германии усилился нацизм, а в СССР нарастала волна репрессий, в которых погибли близкие родственники Ресовских. Срок действия их заграничных паспортов заканчивался, продлить их советская сторона отказалась. Знакомые предостерегали от возвращения. После нападения Германии на СССР Тимофеевы-Ресовские остались без гражданства СССР, но не согласились принять и немецкое гражданство. Они жили и работали под наблюдением полиции. В конце войны, когда Советская армия приближалась к Берлину, Тимофеевы-Ресовские отказались от переезда в западную часть Германии. В мае 1945 года Николай Владимирович, оставшийся исполняющим обязанности директора Института мозга, передает его в распоряжение советской военной администрации. Нацистские идеологи апеллировали к работам ученого по генетике растений и животных для “обоснования” своей социальной политики и так называемой расовой гигиены. Ссылаясь на это, после войны соответствующие органы пытались обвинить ученого в пособничестве нацистам. Между тем описание объективных законов природы и их использование на пользу или во вред человеку — разные понятия. Он не принимал и не мог принимать участия в медицинских экспериментах над людьми, которые действительно секретно проводились в другом отделе этого института: лица без немецкого гражданства не имели доступа к секретным работам.
В 1946 году ученого осудили на 10 лет за “невозвращение, проживание в фашистской Германии и антисоветские настроения”. Но включили в составленный им самим список немецких радиобиологов и биофизиков, намеченных к использованию в секретных работах, связанных с атомным проектом. В Сунгуле Челябинской области, куда он попал в 1947 году, ему предписали исследовать биологические последствия ядерных взрывов, радиации и радиоактивных загрязнений, их влияние на организмы животных, растений, человека, на природу. В 1951 году “за хорошие показатели в работе” ученый был досрочно выпущен из лагеря, в конце 1953 года амнистирован. В 1955 году он перешел в Институт биологии Уральского филиала АН СССР в Свердловске. С 1964 года работал в Институте медицинской радиологии АМН СССР в Обнинске.
Исследования Ресовского не ограничивались изучением биологических эффектов облучения, некоторые из них посвящались и вопросам “поведения” радиоактивных веществ в живых системах. По сути дела, это были одни из первых работ по применению метода меченых атомов в биологии. В последний период жизни ученый занимался исследованиями микроэлементов в биосфере, на практике позволявшими решать задачи прогнозирования последствий радиоактивных загрязнений, разработки методов очистки территорий и акваторий от таких загрязнений.
Наградами своей страны Николай Владимирович не был отмечен, зато его высоко ценила мировая научная общественность. Он получил высшие награды в области генетики от Национальной академии наук США (1965 год), медали и премии от Италии, ГДР и ЧССР (1965), избирался членом академий и научных обществ многих стран. В год столетия со дня рождения Н.Тимофеева-Ресовского решением ЮНЕСКО его имя было внесено в список выдающихся представителей науки и культуры, чьи юбилеи отмечались в 2000 году.

Светлана Быкова

Нет комментариев