Предусмотрен присмотр. Олимпиады школьников решено транслировать в Интернете.

Перечень интеллектуальных состязаний, проводимых под эгидой Российского совета олимпиад школьников (РСОШ), и сроки проведения очных и заочных туров будут опубликованы в ноябре. Результаты экспертной оценки заявок организаторов, предшествовавшей формированию списка, огласил председатель РСОШ Виктор Садовничий на заседании совета, посвященном совершенствованию интеллектуальных соревнований в 2012/2013 учебном году. Соответствовать высоким требованиям комиссии, по его словам, смогли не все, поэтому “сильные вузы с устоявшимися олимпиадными традициями должны объединяться в консорциумы для методического оформления и распространения стандартов качества”. Всего от потенциальных организаторов соревнований в 2012/2013 учебном году поступила 341 заявка из 36 субъектов всех восьми федеральных округов, наибольшее число — на проведение олимпиад по математике (61), по физике (45) и по общество-знанию (33), наименьшее — по нанотехнологиям, экологии, международным отношениям и глобалистике (по 1).
Выполняя поручения правительства, совет подготовил предложения по критериям отбора олимпиад и совершенствованию государственного и общественного контроля за их прозрачностью и результативностью. Решено включать в перечень только те соревнования, организация которых соответствует уровням “хорошо” и “отлично”. Кроме того, РСОШ намерен значительно расширить и активизировать информационную деятельность своего интернет-портала “Мир олимпиад”. Создается система “Олимпиады — антиплагиат”, позволяющая вести непрерывный компьютерный мониторинг олимпиадных заданий. Причину этого нововведения корреспонденту “Поиска” пояснила генеральный секретарь РСР, член Президиума РСОШ Ольга Каширина (на снимке):
— Приоритетом деятельности Совета олимпиад является повышение качества методического и организационного обеспечения интеллектуальных соревнований. Мы столь серьезно ориентированы на вопросы качества, поскольку именно с ним связана действенность олимпиад как образовательного и профессионального лифта для талантливых ребят. От этого во многом зависит, пополнится ли наша наука и экономика талантливыми кадрами.
В вопросе качества олимпиады большую роль играют задания, предлагаемые участникам. Они отличают олимпиады от ЕГЭ, придают творческий характер состязаниям, чем, по сути, призваны привлекать школьников и студентов. Именно за подход к составлению заданий, за их качество, оригинальность, творческий, а не тестовый характер присуждаются 50% баллов при оценке заявок организаторов олимпиад на включение в ежегодный Перечень Минобрнауки.
Сегодня экспертными комиссиями РСОШ проверяется большинство олимпиадных заданий. Но при этом достаточно сложно выявить те, которые имеют сходную типологию с уже существующими задачами или попросту с них скопированы. Теперь предполагается, что после проведения олимпиад все задания, предложенные их участникам, будут поступать в единую базу данных РСОШ. И впоследствии при подаче заявок организаторов они будут сличаться с этой базой.
Это очень важный принцип отбора олимпиад: все задачи, которые предстоит решать их участникам, должны быть новыми — как по типу, так и по содержанию. Благодаря системе “Олимпиады-антиплагиат” недобросовестное заимствование будет исключено.
В ближайшее время Совет олимпиад примет решение о том, будет ли для этой задачи адаптирована одна из существующих программных систем по борьбе с плагиатом, или сформирован новый программный продукт, который учтет все специфические особенности организации интеллектуальных соревнований.
С помощью портала можно будет следить и за профессиональными достижениями победителей и призеров: в базе “РСОШ для экономики” сконцентрируются портфолио с соответствующими данными. Совет также обещает обеспечить он-лайн-трансляции очных туров на “Мире олимпиад” и сайтах учреждений, получивших право на проведение интеллектуальных состязаний, и открыть всероссийский Форум участников и организаторов олимпиад. Не останутся в стороне и работодатели: для усиления профориентационной компоненты олимпиадного процесса они будут привлекаться к взаимодействию со школьниками в периоды между турнирами. Присутствие в перечне предложено считать ключевым критерием отбора олимпиад для получения ими государственной поддержки.

Татьяна ВОЗОВИКОВА
Фото Николая СТЕПАНЕНКОВА

Нет комментариев