Древесная жизнь

Наши отдаленные двуногие предки проводили на деревьях значительную часть времени — об этом свидетельствуют результаты исследования останков австралопитеков, которым больше трех миллионов лет. С подробностями — The Scientist.
Окаменелая лопаточная кость австралопитека, от которого, как предполагается, пошла ветвь рода Homo, указала исследователям на присущий этому виду гоминин древесный образ жизни, несмотря на то что Australopithecus afarensis умел ходить на двух ногах. В статье, которую в конце октября опубликовал в журнале Science эфиопский палеоантрополог, возглавляющий в настоящее время кафедру антропологии в Калифорнийском университете Ирвайна, Зересенай Алемсегед (Zeresenay Alemseged) с коллегами, возрождаются дебаты тридцатилетней давности. Вновь поднимается вопрос: покидал или не покидал лесное укрытие предшественник человеческого рода ради хождения по равнинным землям? “Эта работа лишний раз подтверждает, что ранние гоминины жили на деревьях или по крайней мере сохраняли способность приспосабливаться к древесному образу жизни довольно долгое время”, — считает эксперт сетевого издания The-Scientist Робин Кромптон (Robin Crompton) из Ливерпульского университета (University of Liverpool). Анатомически австралопитеки на полпути между обезьянами и людьми, и этот вид, по мнению эволюционных биологов, свидетельство постепенного эволюционного развития. Новые данные получены при изучении скелета трехлетней девочки, которая фигурирует в литературе как Селам. Ее останки были обнаружены Алемсегедом в 2000 году в местечке Дикика в Эфиопии. Извлечение костных окаменелостей из песчаника длилось 11 лет. Особое внимание ученых привлекла лопаточная кость.
“У млекопитающих, а особенно среди приматов, лопатка является очень хорошим индикатором стиля локомоторной активности”, — говорит один из соавторов исследования Дэвид Грин (David Green) из Среднезападного Университета (Midwestern University). Иными словами, посмотрев на лопатку, специалист может определить, лазало ли существо по деревьям или перемещалось по земле на четырех лапах. Алемсегед с Грином обследовали тонкую ископаемую детскую лопатку, затем сравнили ее с параметрами лопаток двух взрослых австралопитеков, других видов ранних гоминин, а также шимпанзе, горилл, орангутанов и современного человека. В результате такого сравнительного анализа ученые пришли к выводу, что по форме и углу крепления лопаточная кость скелета Селам имеет больше сходства с обезьянами, чем с людьми. Кроме того, они сравнивали кости молодых и взрослых особей в пределах каждого вида и обнаружили, что лопатка австралопитека росла так же, как она растет у обезьян. Подводя итог, Алемсегед еще раз подчеркивает, что австралопитеки были двуногими созданиями, но практиковали перемещение по ветвям деревьев или древесный образ жизни, возможно, только для ночлега или спасения от преследователей или же карабкались туда за едой. И это, как говорит ученый, “совершенно неудивительно, если учесть, что они жили в лесистой местности”.