Обитаемая зона

В обитаемой зоне не очень далекой звезды обнаружили очередную супер-Землю. Открытие новой экзопланеты представлено в журнале Astronomy and Astrophysics.
Изучая окрестности звезды HD 40307, что в 42 световых годах от нас, астрономы обнаружили среди трех новых планет одну, превышающую по массе нашу планету в семь раз. Более того, эта супер-Земля находится в так называемой обитаемой зоне звезды, то есть на расстоянии от светила, допускающем наличие на планете жидкой воды. Говоря о жидкой воде где бы то ни было, астрономы обычно подразумевают возможность обитания каких-либо форм жизни. Ранее у звезды HD 40307 были обнаружены три другие планеты, но они находятся слишком близко и вряд ли могут иметь жидкую воду, их называют горячими супер-Землями.
HD 40307 — карликовая звезда, которая немного меньше нашего Солнца и менее яркая, чем оно. Международная группа астрономов изучала эту звезду с помощью высокоточного спектрометра Harps, которым оборудована чилийская Европейская южная обсерватория Ла-Силья (European Southern Observatory La Silla). Этот прибор обнаруживает планеты косвенно, по слабым изменениям в цветовом спектре звездного света в результате гравитационного воздействия проходящего мимо светила планетного тела. Не так давно подобным образом была открыта экзопланета, обращающаяся в нашем ближайшем звездном окружении, звездной системе Альфа Центавра В.
Как отмечает, сообщая о последнем открытии, BBC News, оно было сделано благодаря не только высокой точности спектрометра, но и усовершенствованному группой авторов методу анализа естественных вариаций звездного света, который позволяет учитывать вклад в его колебания собственно планетной гравитации. “Мы придумали новую технологию анализа данных, где длина волны служит своеобразным фильтром, уменьшающим влияние на картину цветовых смещений света, поступающего от звезды”, — говорит руководитель исследования Микко Туоми (Mikko Tuomi) из британского Университета Хертфордшира (University of Hertfordshire). Про новую супер-Землю в обитаемой зоне на сегодняшний день кроме массы известно, что время ее полного обращения вокруг звезды составляет около 200 земных суток. Она пополнила все возрастающий по численности в последние годы класс экзопланет-супер-Земель. Для непосредственного изучения таких объектов и оценки их состава необходимы наблюдения космических телескопов.