Хотят как лучше. Общественный совет при Минобрнауки шлифует ЕГЭ.

Среди выпускников самых известных школ Санкт-Петербурга оказался всего лишь один молодой человек, сдавший единый государственный экзамен на 100 баллов по каждому из трех предметов. “У нас он носит звание “Трижды героя””, — иронически заметил лауреат Нобелевской премии по физике академик РАН Жорес Алферов, выступая на заседании Общественного совета при Министерстве образования и науки РФ в пресс-центре РИА Новости. Вопрос о совершенствовании ЕГЭ был вынесен на обсуждение совета незадолго до рассмотрения проекта Закона об образовании РФ во втором чтении и накануне последней возможности внесения поправок к нему. Членам совета был представлен документ с соответствующими предложениями.
Всех смутила идея предоставления субъектам РФ права на “свой” ЕГЭ. Члены совета единогласно проголосовали против этой инициативы. “ЕГЭ — единый государственный экзамен, а значит, он един для всех. Другое дело, что в его подготовке могут участвовать все желающие”, — высказалась по этому поводу директор гимназии №56 Петроградского района Санкт-Петербурга Майя Пильдес. Предложение закрепить в законе право некоторых вузов проводить дополнительный экзамен члены совета также не одобрили. Во-первых, по общему мнению совета, эта возможность несет в себе коррупционную составляющую. А во-вторых, тогда ЕГЭ потеряет всякий смысл. Решение этой проблемы члены совета видят в разделении экзамена на “базовый” и “углубленный”. Единый экзамен является сегодня практически единственным оставшимся социальным лифтом, отметил главный редактор радиостанции “Эхо Москвы” Алексей Венедиктов. Каждый ребенок должен знать, что оценка его обучения будет максимально приближена к объективной. Разделение ЕГЭ на два типа изменит психологическую обстановку в школах. Выпускники, планирующие поступать на инженерные специальности, например, в Московский физико-технический институт, будут выбирать для себя “углубленный” экзамен с олимпиадными задачами. А ребята-гуманитарии смогут спокойно сдать “базовый” вариант.
Заместитель директора по научной работе Института проблем передачи информации им. А.А.Харкевича РАН Михаил Гельфанд хотя и согласился с разделением, предложил оба вида экзаменов усложнить — ввести больше заданий, которые предполагают не один, а несколько вариантов ответов. Кроме того, задания должны быть не на запоминание фактов, а на понимание сути. Также, по его мнению, проводить единый экзамен необходимо по всем основным предметам, а не только по русскому и математике.
К 2022 году обязательным планируют сделать экзамен по иностранному языку. Будут ли к тому времени все школы обеспечены соответствующими преподавателями, пока не ясно. Но уже известно, что одна часть — “говорение” — будет устной. Это предложение вызвало одобрение членов совета, которые выступили за введение подобной устной формы и для ряда других гуманитарных предметов.
Еще один важный вопрос — ответственность губернаторов за результаты ЕГЭ. Участники заседания единогласно проголосовали за то, чтобы работа глав субъектов Федерации не оценивалась по тому, как школьники региона сдали единый экзамен.
“Пока в число показателей работы губернатора входят результаты ЕГЭ, будет идти их фальсификация. Губернаторы должны отвечать только за материально-техническое обеспечение школ и за зарплаты учителей”, — высказался директор государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы центр образования №109 Евгений Ямбург.
Помимо этого, по мнению членов совета, необходимо обеспечить прозрачность и доступность результатов ЕГЭ для общества. Подобная практика осуществляется сейчас только с результатами экзамена по математике, но необходимо выкладывать в Сети детальные итоги по всем предметам и заданиям. Таким образом, выпускники и эксперты смогут увидеть, как оценили каждый ответ, и в случае ошибки подать апелляцию.
Особое внимание уделили долгосрочности сертификата. Для ребят, ушедших в армию, он действует три года, а для остальных нет. Общественный совет проголосовал за то, чтобы продлить действие сертификата на три года для всех. Хотя были предложения сделать этот документ действующим пять, десять лет или даже бессрочным.
Будут ли иметь вес решения Общественного совета при рассмотрении нового законопроекта во втором чтении, пока не ясно. Но министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов в целом согласился со всеми предложениями и заверил, что они будут услышаны.
На этом заседании Общественного совета рассматривались и другие вопросы. В частности, зашла речь о нашумевшем зачисление в вузы без экзаменов победителей конкурса эссе “Юношеская восьмерка в России — 2011”, которые незаконно были приравнены по льготам к победителям Всероссийской олимпиады школьников. Дмитрий Ливанов признал, что были нарушены закон и права других студентов. Но выяснять имена этих 9-10 олимпиадников и добиваться их отчисления, по его мнению, не нужно. Также он сообщил, что человек, давший распоряжение дописать фамилии победителей “Юношеской восьмерки” к списку победителей и призеров Всероссийской олимпиады, до сих пор работает в министерстве. А сам обман всплыл, когда Российский студенческий союз и члены Общественного совета обратились в Минобрнауки России и потребовали проверить законность победы школьников во Всероссийской олимпиаде 2011-2012 годов, в частности участников конкурса эссе “Юношеская восьмерка в России — 2011”. Проведенная ими гражданская проверка выявила фальшивых призеров и победителей Всероссийской олимпиады школьников.

Татьяна Чернова

Нет комментариев