Сделают выводы? Социологи верят, что их услышат.

Трудом отметили на прошлой неделе свой профессиональный праздник отечественные социологи: в Президиуме РАН состоялась Научная сессия Отделения общественных наук РАН, участие в ней приняли известные российские социологи. С докладами выступили директор Института социально-политических исследований РАН академик Геннадий Осипов, директор Института социологии РАН академик Михаил Горшков, директор Института экономики РАН член-корреспондент Руслан Гринберг, директор Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ академик Талия Хабриева, главный редактор журнала “СОЦИС” член-корреспондент Жан Тощенко, заведующий кафедрой социологии МГИМО доктор философских наук Сергей Кравченко, а также директор Всероссийского центра изу­чения общественного мнения Валерий Федоров.
Открыл сессию академик-секретарь ООН РАН Андрей Кокошин, отметивший, что социология сегодня становится важным компонентом многих экономических исследований, поскольку построение экономических моделей невозможно без учета социальных изменений. Трудно переоценить значение социологии для развития общества, потому “сегодняшний день — общий праздник всех, кто имеет отношение к общественным наукам, независимо от того, к какой специализации он принадлежит”. Об этом же шла речь и в текстах правительственных телеграмм, поступивших в адрес ученых от председателя Госдумы Сергея Нарышкина, председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко, секретаря Совета безопасности Николая Патрушева, председателя Счетной палаты Сергея Степашина.
Приветствуя участников встречи, вице-президент РАН академик Александр Некипелов отметил, что в процессе проведения исследований остается всегда важным вопрос интерпретации и дальнейшего использования полученных показателей, профессиональной оценки результатов. Потому так актуально совершенствование работы с этими данными. Александр Некипелов также напомнил, что в академии в течение уже не одного года действует программа фундаментальных исследований Президиума РАН “Экономика и социология знания”, направленная на социально-гуманитарную экспертизу крупнейших социальных проектов, затрагивающих интересы всей страны, касающуюся в том числе и геополитических вопросов. Отметил он и актуальность создания в России осенью этого года Общества социальных наук — “важной вехи на пути развития современного отечественного обществознания”. Главная задача общества — консолидация усилий и взаимодействие учебных организаций, работодателей, научных организаций в направлении улучшения и совместных разработок, а также совершенствования образования в этих областях. “Образование для обществоведов и социологов — особо важная сфера, — подчеркнул Александр Некипелов, — и не потому, что она менее важна для математиков. Многое уже здесь сделано. Социологов сейчас готовят в разных вузах, но вам предстоит оценить то, как соотносятся в данном случае количество и качество. Это тот же вопрос о показателях. Очень важно это и для науки и образования в целом, и для социологических наук в частности: это проблема соединения научных исследований и образовательных программ для студентов, аспирантов. К сожалению, приходится констатировать, что образовательные программы строятся без учета того, что происходит сегодня в научной сфере, без учета последних достижений в науке. Здесь большое поле для объединения усилий ученых, в том числе социологов РАН и высшей школы. Задача не в том, чтобы выяснить, кто важнее и на кого в первую очередь обращать внимание, а в том, чтобы решать задачу сообща, находя оптимальные варианты”.
Для людей научных профессий, тем более для представителей социальных наук, профессиональный праздник — это, прежде всего, повод для раздумий, осмысления результатов, уже реализованных и пока еще не осуществленных идей и планов, их соотнесения с контекстом времени. С учетом конкретного исторического подхода к оценке места и роли социологии в обществе можно утверждать: в любые времена она переживала свои “хождения по мукам”, была вынуждена преодолевать обу­словленные данным временем политические и идеологические “противопоказания”. Уже в самый начальный период развития социологии в России царское самодержавие стало считать ее “крамольной наукой”. По воспоминаниям Максима Ковалевского, которого социологи по праву называют “отцом русской социологии”, всех, кто въезжал в “поместье Романовых”, на пограничных таможнях жандармы встречали таким интересным вопросом: “Нет ли у Вас, господа хорошие, книг по социологии? Понимаете ли, в России — это невозможно!..” Тогда в страну нельзя было ввозить труды социологов, и потому первым отечественным подвижникам новой науки в целях конспирации приходилось называть ее то “обществоведением”, то “законоведением”, то “введением в изу­чение права”.
Особое внимание в выступлениях участников научной сессии было уделено вопросам повышения качества подготовки социологов. По мнению директора ИС РАН Михаила Горшкова, главная проблема здесь — привести в соответствие с количеством выпускников-социологов качество их подготовки:
— Для этого, на мой взгляд, необходимо пересмотреть программу социологического профессионального образования с точки зрения усиления части прикладной социологии. За счет этого выпускник-социолог мог бы не просто знать, как провести социологическое исследование, а мог бы уметь провести его. Согласитесь, это разные вещи. Сегодня многие факультеты и кафедры социологии не могут обеспечить практики для студентов даже старших курсов. О том, что такое реальная прикладная социология, они знают, к сожалению, только по учебникам и статьям. Это не годится, так социолога для различных потребностей госструктур управления, госпредприятий, коммерческих компаний мы не подготовим. Они всегда будут где-то на обочине, к их рекомендациям и мнениям не будут прислушиваться, потому что не будут они вызывать интерес у работодателя, ведь ему нужен профессиональный социолог — со знанием и умением.
Возможно ли организовать эту практику? Для этого надо решить вопрос переподготовки профессорско-преподавательского состава. Связь тут прямая: чтобы обучать практической социологии студента, преподаватель должен сам знать, что такое прикладная социология. С сожалением приходится признать, что не все ладно в преподавательском цеху и далеко не все преподаватели-социологи прошли через цепочку подготовки и проведения прикладного социологического исследования, дабы со знанием дела преподавать эту часть программы социологического образования.
Отвечая на вопрос “Поиска”: “Что же сегодня самое сложное в работе социолога?”, Михаил Константинович назвал завершающую стадию работы — интерпретацию полученных результатов:
— Чтобы она была на хорошем научном уровне, чтобы за нее не было стыдно в научной среде и чтобы результаты ее могли быть доведены до органов управления не просто с точки зрения информации к размышлению, а с точки зрения информации, пущенной в дело: в процесс и механизм управления. Как решить эту задачу? В плане интерпретации и умения работать с данными социологических исследований тут, конечно, прямая связь с образовательным процессом. Если мы будем готовить выпускников с учетом этого универсального качества, когда, образно говоря, научно-теоретическое в их головах совмещается с теоретическим в руках, то решим эту задачу. Может, и не завтра, но послезавтра точно решим. Надо захотеть, ведь психология преподавателя — он тоже человек — такова, что учиться новому и переучиваться ему тяжело. Это понятно. Потому надо привлекать в преподавательский процесс молодых социологов, им легче адаптироваться к новым требованиям, к социологическим знаниям. Кстати, задача внедрения в жизнь результатов, полученных в ходе социологического анализа, может быть решена не отчасти, а в значительной степени, если будет принят тот законодательный акт, о котором говорила в своем выступлении на сессии академик Хабриева. А именно, когда в процедуру отработки законодательных актов будет вписана неотъемлемая процедура под названием социогуманитарная экспертиза, которая будет включать в себя социологическую экспертизу, и ни один документ, тем более общего действия, не будет приниматься до тех пор, пока на столе у законодателей среди других заключений не будет лежать заключение социологической экспертизы. Это реально. Но для этого нужна политическая воля.
Завершением научной сессии стало вручение медалей им. Питирима Сорокина “За вклад в науку”.

Инициаторами рождения Дня социолога стали в 1994 году ученые Санкт-Петербургского государственного университета, в нынешнем году праздник отмечали уже в 18-й раз. Это особо дорогая дата для всех, кто причастен к социологии, да и в целом к социальным наукам. В выборе времени проведения профессионального торжества случайности нет: 14 ноября 1901 года в Париже начала работу Русская высшая школа общественных наук, и именно при ней был создан социологический факультет, на котором обу­чались многие российские ученые. Но уже в 1905 году, невзирая на популярность первой Русской школы общественных наук в столице Франции, под давлением царских властей, которые угрожали ее создателям лишением гражданства, ее все-таки закрыли. Тем не менее за пять лет существования школы в ней успели прослушать лекции более двух тысяч человек. Они-то и стали основой, позволившей создать в Петрограде весной 1916 года Русское социологическое общество.

Нина ШАТАЛОВА
 Фото с сайта www.isras.ru

Нет комментариев