Поиск - новости науки и техники

Напала и пропала. Волны-убийцы грозят кораблям и нефтегазовым платформам.

В список всевозможных природных напастей ученые в последнее время добавили еще одну – так называемые волны-­убийцы. С этим феноменом познакомил участников недавней Международной конференции “Нефть и газ Сахалина 2012” ведущий научный сотрудник лаборатории цунами Института морской геологии и геофизики (ИМГиГ) Дальневосточного отделения РАН Роман Шамин. Почему на форуме, посвященном добыче углеводородов, зашла речь о волнах-­убийцах? Дело в том, что они представляют угрозу в том числе и нефтегазовым платформам.
“В океане возникают не только штормовые волны и цунами, но и внезапные поверхностные волны экстремально большой амплитуды, которые живут всего несколько минут. Зафиксированы случаи, когда они достигали высоты 30 и более метров”, ­ – рассказал Р.Шамин. Такие волны были всегда, просто ученые подтвердили их существование относительно недавно. Единой теории, объясняющей их происхождение, нет, но, например, в ИМГиГ считают, что они появляются вследствие нелинейной динамики океана. Волну-­убийцу не надо путать с цунами, подчеркнул докладчик. Первая возникает без всяких видимых причин, а вторая всегда является последствием землетрясения. Кроме того, цунами в открытом море практически неопасна, потому что имеет минимальную высоту.
“Волну-убийцу следует ждать всегда, даже когда нет шторма, она может возникнуть в любой точке океана и в любой момент”, – предостерег Р.Шамин. Недавно такое явление было зафиксировано в районе нефтяной платформы в Северном море, ученые как раз проводили там исследования. При волнении в 5 метров вдруг возникла волна высотой более 20 метров. Она не нанесла серьезного ущерба платформе, хотя и смыла некоторые приборы. В проливах и заливах такие волны бывают, но они гораздо меньше по размерам. Настоящим “убийцам” нужно большое расстояние для разгона.
Волны такого рода серьезно угрожают судоходству, прибрежным сооружениям и добывающим платформам. Из­-за них в Мировом океане каждый год исчезают одно-­два судна. По статистике происшествий, наибольшее число столкновений происходит в районах оживленного судоходства и караванных путей больших судов. Правда, объясняется это тем, что там подобные случаи просто чаще регистрируются.
“Волны-убийцы не страшны небольшим судам, если те не попадают под их обрушение, – говорит ученый. ­ – Качнуло, и ладно. Но большое судно типа танкера может быть поднято волной за нос или за корму и просто переломится! В связи с этим международные научные организации ставят вопрос об усилении стандартов прочности для крупных кораблей, изменении их геометрии. Но судостроители противятся, ведь такие усовершенствования увеличат их затраты. В то же время требования об изменении стандартов поддерживают страховые компании, так как в случае возможной катастрофы и гибели судов и экипажей потери судовладельцев, а следовательно, и выплаты страховщиков могут быть колоссальными”.
Угрожают ли волны­убийцы нефтяникам и газовикам, работающим на сахалинском шельфе? В районе Сахалина они уже наблюдались. Но для добывающих платформ, которые сегодня работают на северо-­восточном шельфе острова и основаниями установлены на дно моря, такие волны не страшны, уверен Р.Шамин. По его расчетам, они могут представлять опасность для отдельных платформ, имеющих “высоту заплеска” чуть более 20 метров, например “Лунской­-А”, которая стоит у северо­-восточного берега Сахалина. Они вряд ли перевернутся, но 30­-метровая волна может серьезно их повредить. В то же время столкновение с волной­убийцей может быть фатальным при буксировке платформ, и это нужно обязательно учитывать, подчеркнул ученый.

Ольга ШЕСТАКОВА

Нет комментариев