Как свиньи…

Секвенирование и геномный анализ доказали, что миниатюрные свиньи являются идеальной моделью для медицинских исследований, а также ксенотрансплантации. С подробностями — GigaScience.
В международном научном журнале открытого доступа GigaScience опубликованы полная геномная последовательность миниатюрной китайской свиньи Wuzhishan, а также результаты ее геномного анализа. Работа выполнена учеными из Пекинского геномного института (BGI), Пекинского института ветеринарии и Китайской академии сельскохозяйственных наук в сотрудничестве с коллегами из Дании.
Появление генома мини-свиньи, или мини-пига, предоставляет генетические инструменты для изучения животного, у которого наблюдаются те же сложные заболевания, что и у человека, в частности ишемическая болезнь сердца. В исследовании выявлено 20 326 общих с человеком генов. Использование мини-пигов имеет ряд преимуществ: помимо удобства обращения ввиду малых размеров животного долгая селекция породы привела к генетической однородности ее представителей, что имеет значение для воспроизводимости научных результатов. В публикуемом исследовании авторы оценивали гены и домены белков, имеющие аналоги в человеческом геноме и представляющие интерес в качестве мишеней действия лекарственных препаратов. Анализ геномной последовательности свиньи Wuzhishan показал, что в ней присутствует большое количество генов-мишеней, подобных тем, что рассматриваются при создании препаратов для терапии ряда человеческих заболеваний, в первую очередь атеросклероза.
В то же время ученые установили, что при определенных условиях гены — потенциальные мишени у свиньи и у человека приобретают существенные различия. Эта информация, по мнению исследователей, очень важна, так как четко указывает на нецелесообразность испытания определенного типа лекарств на мини-свиньях, что позволит сэкономить и время эксперимента, и деньги. Как отмечают руководители исследования Ю-Тао Ду (Yutao Du) и Шу-Тан Фэн (Shutang Feng), “физиологическое подобие свиней и людей поддерживается на генетическом уровне 84 процентами гомологии между геномами двух видов. Но тогда как гены, вовлеченные в развитие ишемической болезни сердца, а также гены-мишени для соответствующих препаратов очень схожи, детальный анализ указал на существование других важных различий, которые нельзя не принимать во внимание”.
В ходе геномного анализа авторы также изучали вирусы, интегрированные в геном мини-пигов. Возможное присутствие интегрированных вирусов обычно указывается как одна из инфекционных опасностей ксенотранплантации, пересадки органов от одного вида другому, в частности от свиньи человеку. По словам исследователей, “вирусы, укрывшиеся в геноме, имеют и люди, и свиньи, однако определенный тип свиного эндогенного ретровируса (porcine endogenous virus, PER), способного при активации поразить клетки человека, у мини-пигов отсутствует”. Ученые говорят, что он был утрачен в ходе селекции этой породы.