Лицо кольца. Научно-образовательные проекты свяжут знаменитые пригороды Петербурга.

Директор Национального исследовательского центра “Курчатовский институт” член-корреспондент РАН Михаил Ковальчук использовал очередной приезд в Санкт-Петербург — на заседание экспертного совета СПбГУ и совещание с заведующими кафедрами физического факультета, деканом которого он с недавних пор является, — чтобы представить концепцию культурного и научного “кольца”, охватывающего знаменитые пригороды северной столицы.
Но прежде, подводя итоги года в региональном отделении ИТАР-ТАСС, он обрисовал значительные сдвиги, изменившие научно-образовательный ландшафт России. Это и наделение особым статусом группы ведущих университетов, позволившее резко усилить их материально-техническую базу. Так, в ресурсных центрах Петергофского кампуса СПбГУ, где расположен возглавляемый Ковальчуком физфак, сосредоточено уникальное оборудование. Это и создание НИЦ “Курчатовский институт” — первой в стране национальной лаборатории, действующей в рамках специального федерального закона. Программа развития НИЦ КИ на следующие три года на днях утверждена председателем Правительства РФ.
Обеспечено не только интеллектуальное, но также научно-технологическое и мощное финансовое (чего не было раньше!) участие России в крупнейших международных проектах, таких как термоядерный экспериментальный реактор (ИТЭР), Большой адронный коллайдер в ЦЕРН, Европейский рентгеновский лазер на свободных электронах (XFEL). Только что началась процедура вступления России в ассоциированные члены ЦЕРН. Еще один свежий пример: на фоне финансовых трудностей ряда европейских партнеров Россия увеличила вклад в XFEL на 60 млн евро и теперь вместе с Германией обеспечивает более 75% всех затрат на реализацию мегапроекта.
Восстановив реноме мировой научной державы, логично вплотную заняться мегаустановками на территории России. Как известно, для первоочередной реализации выбрано три проекта, включая долгожданный ввод в эксплуатацию полнопоточного реактора ПИК в Петербургском институте ядерной физики НИЦ КИ в Гатчине. На его базе уже создается международный центр нейтронных исследований.
Кроме того, есть планы построить здесь же, в Гатчине, синхротронный источник четвертого поколения, отнюдь не в пику, а комплементарно к ПИКу. А значит, на равнинном Северо-Западе вырастет интеллектуальный пик, не имеющий аналогов на карте мировой науки.
Ключевым вопросом становится подготовка кадров для формируемого ядерного кластера. Михаил Ковальчук, по его словам, потому и принял предложение возглавить родной физфак, всегда славившийся профессурой и выпускниками, среди которых нобелевские лауреаты Александр Прохоров и Лев Ландау, чтобы уже в новых реалиях связать научно-образовательными программами Петергоф и Гатчину.
Естественно, связь между университетом и Институтом ядерной физики существовала и раньше. Как отметил директор ПИЯФ член-корреспондент РАН Виктор Аксенов, из 600 научных сотрудников института 150 — выпускники физического факультета СПбГУ, в основном кафедр теоретической физики и ядерной спектроскопии. Научная программа будет развиваться в том числе в русле конвергенции нано-, био-, информационных и когнитивных наук и технологий, флагманом которой зарекомендовал себя Курчатовский НБИК-центр. Также ПИЯФ активно участвует в исследованиях подледного озера Восток в Антарктиде, продвигает ядерную медицину и т.д.
Михаил Ковальчук считает одной из актуальных задач строительство современной дороги, соединяющей научный комплекс Гатчины и образовательный — Петергофа, которые относятся к разным субъектам РФ (Ленинградской области и Санкт-Петербургу), переговоры об этом уже идут.
Но можно посмотреть на карту еще шире: Петергоф и Гатчина — звенья драгоценного кольца, в которое входят Царское Село, Павловск, Ораниенбаум, Ропша, Кронштадт, Стрельна. Каждый из этих городков — подлинный “гений места”: императорские резиденции, дворцы, соборы, парки. В пределах этого кольца появились первые в России электростанция, телеграф, железная дорога… Здесь ничего не надо создавать в чистом поле, только пестовать, как это уже делают музейщики, добавлять инженерную инфраструктуру, вплетать связующие научно-образовательные нити в эту историческую ткань. И тогда, убежден Михаил Ковальчук, мы сможем создать южнее Финского залива территорию с уникальной концентрацией культурного наследия и творческой мысли.
А рядом — граница с Евросоюзом, знаменитый Тартуский университет, где работали легендарный филолог Юрий Лотман, известный физик академик РАН Карл Ребане, чьи научные школы известны и сегодня. Вот оно, задуманное еще Петром Великим, окно в Европу в дизайнерских пропорциях XXI века!
Представляя даже не градообразующую, а регионообразующую роль науки, директор НИЦ КИ подчеркнул, что его институт — федеральное учреждение, часть системы, обеспечивающей национальную безо­пасность и технологическую независимость страны в сфере ядерных технологий. Но он способен формировать и правильную общественную, экономическую среду: “Соединяя Гатчину с Петергофом, ПИЯФ с университетом, мы создаем для творческой молодежи поле притяжения, на котором будут возникать малые инновационные компании, создаваться рабочие места, в том числе на основе разработок нашего института в Гатчине”.
Михаил Ковальчук согласился с тем, что статус наукограда не добавил Петергофу дивидендов. (Тут можно говорить и о несовершенстве закона, и о людях, которые добивались этого статуса как манны небесной, но не преуспели в реализации данных им привилегий. — А.С.). В Гатчине полагают, что не статус красит место, и разрабатывают социокультурную программу развития ПИЯФ с учетом требований, предъявляемых к международному научному центру. Отрадно, что руководство обоих субъектов Федерации настроено на конструктивный диалог с научным сообществом.
Кстати, дорога до Гатчины Михаилу Ковальчуку знакома с детства. В книге “Наука и жизнь: моя конвергенция” он вспоминает, как в младших классах ездил с отцом к деду в деревню Кекелево (Бор) между Павловском и Гатчиной за 40 километров на велосипеде, сидя на раме, в специальном деревянном седле. Остается проторить эту дорогу уже в виде инновационной автострады.

Аркадий СОСНОВ

Нет комментариев