Не спеша, но быстро. У многих государств, возникших на месте бывшего СССР, есть стремление сообща решать трудные задачи настоящего и будущего.

В начале декабря в Дублине, рассказывает Financial Times, в кулуарах конференции по правам человека Хиллари Клинтон заявила, что Америка сделает все возможное, чтобы не допустить возрождения СССР. По мнению США, существует движение в сторону ресоветизации региона: опасность вызывают Таможенный и Евразийский союзы.
Пожалуй, американцы правы: у многих народов, населяющих территорию бывшего Советского Союза, есть стремление возобновить сотрудничество. Предпосылки тому — похожий экономический уклад наших стран, единый язык, связывающие нас транспортные магистрали и опыт общения, приобретенный в суровых климатических и политических условиях. Однако возрождать контакты в форме нерушимого Союза никто не собирается, а вот на основе взаимных интересов — вполне возможно. Об этом свидетельствует прошедшее в первой половине декабря в Российском университете дружбы народов заседание Межгосударственного совета по сотрудничеству в научно-технической и инновационной сферах (МС НТИ) СНГ.
Казалось бы, причем здесь университет, где учатся представители более 140 стран мира? Но, как отметил принявший участие в заседании замминистра образования и науки РФ Игорь Реморенко, этот вуз получил статус Национального контактного центра России в МС НТИ потому, что располагает многопрофильной структурой и имеет навык междисциплинарного взаимодействия. Тут можно найти экспертов по самым разным научным сферам — ведь не зря в РУДН действуют 33 докторских диссертационных совета. То есть в вузе есть множество научных школ, умеющих объединить усилия как профессуры, аспирантов, магистрантов, так и работников промышленности.
Это важно потому, что “мы в СНГ стоим перед очень серьезным вызовом: в научно-технологических секторах наших стран не хватает инновационности, — сказал И.Реморенко. — Они складывались с учетом существующих тенденций, специфики наших экономик. Но просто дублировать структуру венчурных фондов, патентования США или ЕС не имеет смысла. Не получится: исторически все у нас сложилось по-другому. Значит, надо анализировать истории успеха удавшихся проектов, осмысливать их развитие шаг за шагом и пытаться быстро тиражировать условия, приводящие к желаемому результату… При этом мы понимаем, что в старую систему отношений не вписываемся, а новой модели, которую можно взять и пересадить на нашу почву, еще нет. Правда, черты этой модели — инфраструктурные, сетевые — уже проявляются. Нам надо их рассмотреть, укрепить, отбросив лишнее, и зафиксировать под потребности реализации проектов, общих для СНГ”.
Сказано правильно, только пока само Минобрнауки еще не определилось с решением по Национальному контактному центру РФ (на базе РУДН). На словах статус дан, а приказа — и соответственно финансирования — нет. Сотрудники РУДН выполняют работу по реализации Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств-участников СНГ на период до 2020 года бесплатно, на одном понимании, что дело это нужное. Но бесконечно так продолжаться не может. Тем более что в мае 2013 года, на встрече глав правительств Содружества, Совету по сотрудничеству в научно-технической и инновационной сферах предстоит отчитываться, что сделано за два года, прошедшие с момента его организации. Надо будет конкретно рассказывать о реализации межгосударственных программ, крупных проектов. Ведь их осуществлять придется в условиях очень жесткой конкуренции, как правильно отметил Сергей Иванов, зампред Исполнительного комитета — исполнительный секретарь СНГ.
 — Иначе глобальной гонки не выдержать, — рассуждает Сергей Иванов. — Ситуация в мире такова, что надо держаться друг за друга, опираться на соседа. С каждым годом все больше государств на постсоветском пространстве понимают, что для решения общих проблем выгоднее объединяться. Подписанные в Ашхабаде на основе консенсуса документы о сотрудничестве показали, что в дальнейшем развитии СНГ заинтересована далеко не одна Россия. Но Россия, Белоруссия и с недавнего времени опять Украина — основные инициаторы инновационных процессов. Работа МС НТИ, одного из десятков советов исполкома, мне видится очень важной. По степени значимости она сравнима с обеспечением безо­пасности наших стран. Общими усилиями мы должны выйти на создание нормального инновационного сообщества СНГ.
— Хорошо, что сегодня, взвесив свои возможности, активно подключились к работе Казахстан, Киргизия, Армения и Молдавия, — отметил Александр Окунев, представитель оператора программы — Фонда “Сколково”. — Но чтобы их усилия дали результат, надо заниматься институционализацией программы, принципами и возможностями ее финансирования, отбором для нее ценных проектов.
— Ценное для Фонда “Сколково” непременно должно быть коммерчески выгодно, — рассуждал Игорь Войтов, председатель МС НТИ и Госкомитета по науке и технологиям Белоруссии. — Но есть еще проекты межгосударственного, а то и глобального значения. Их тоже нельзя отбрасывать. Пусть они не обещают нам прибыли в деньгах, зато решат социальные или экологические проблемы, общие для стран СНГ. Из сотни предложенных проектов путем экспертизы мы выделили десятка полтора самых перспективных, назвали их пилотными и предлагаем вам рассмотреть их для последующего придания им статуса проекта Межгосударственной программы инновационного сотрудничества. Положение о статусе разрабатывается, и здесь важно скоординировать подходы на национальном и межгосударственном уровнях.
А вот тут-то и пошли разночтения. Украина предложила создать Международную корпорацию инновационного развития (Корпорация МИР), целью существования которой станет формирование эффективной системы управления и финансово-инвестиционной поддержки инновационных процессов в государствах — участниках Соглашения на основе консолидации ресурсных возможностей государственных, частных и общественных финансово-сервисных институтов и организаций в инновационной сфере. Информация заинтересовала участников заседания, но, чтобы приблизиться к созданию территориальной модели межсекторного инновационного сотрудничества местных властей, бизнеса и общественных институтов на территории стран СНГ, нужно еще многое упорядочить.
Например, Казахстан считает, что надо подписать соглашение об условиях и порядке финансирования программы. И еще называть конкретного исполнителя по каждому мероприятию программы, чтобы было с кого спросить. По-хорошему надо составить Дорожную карту мероприятия, в которой отразить сроки и финансирование каждого пункта программы.
— А наши правительства готовы пойти на создание общего фонда под эти мероприятия? — задался вопросом Виктор Ивченко, заместитель председателя Госагентства по вопросам науки, инноваций и информатизации Украины. И сам ответил, что эти вопросы надо обсуждать в каждой стране отдельно, основательно и поэтапно. Вряд ли стоит пытаться применять известные механизмы плановой экономики для целей новых дел: “Нельзя наливать молодое вино в старые мехи. Ждать от государства, чтобы оно взялось полностью финансировать производственный проект, несерьезно и неправильно. Мы все живем в рыночной экономике, рыночные механизмы и надо мобилизовывать, привлекать бизнес. Решение, которое мы ищем, намного сложнее, чем предлагается его обозначить в нескольких действиях. И первая итерация — создать систему, опробовать, доработать, чтобы она функционировала”.
Еще надо подумать, говорили участники совета, какие значимые мероприятия провести в 2013 году — особенно по линии молодежных организаций, которые начал объединять формирующийся Совет молодых ученых и специалистов СНГ.

Елизавета ПОНАРИНА
Фото Николая Степаненкова

Нет комментариев