Поиск - новости науки и техники

Все на штурм! Национальную доктрину инженерного образования только предстоит сформировать.

Подходы к формированию Национальной доктрины инженерного образования России в условиях новой индустриализации стали главной темой общероссийской научно-практической конференции, организованной и проведенной Ассоциацией инженерного образования России (АИОР) в декабре на базе Томского политехнического университета (ТПУ). Обсудить сложные ситуации в отечественном инженерном образовании, инструменты для оценки и регулирования его качества, практико-ориентированные образовательные технологии и роль промышленных предприятий в обучении инженеров в Томск приехали ректоры ведущих вузов страны, депутаты Госдумы РФ, представители профессиональных инженерных сообществ и промышленности региона.

Как отметил, открывая конференцию заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике Виктор Кресс, обсуждаемая тема – обширная, многогранная и важная. “Для того чтобы сблизить позиции и выйти на государственные решения как в области законотворчества, так и по линии исполнительной вертикали, нужны, на мой взгляд, вот такие мозговые штурмы”, – заметил Виктор Кресс. Он также добавил, что в ближайшее время в Совете Федерации должны состояться парламентские слушания, посвященные инженерному образованию в России. Столь пристальное внимание к этой теме продиктовано не праздным любопытством, а временем и требованиями сделать отечественную экономику конкурентоспособной на мировом рынке.
– Найдем верные решения – займем подобающее место. Нет – последствия будут весьма тяжелыми для страны, – подчеркнул Виктор Кресс. – Сегодня мы стоим на пороге очередной волны индустриализации России. В числе первых указов вновь избранного Президента РФ был подписан указ, запускающий новый индустриальный проект по созданию к 2020 году 25 миллионов современных высокотехнологичных рабочих мест. Для этого требуется серьезная, а кое-где и кардинальная перестройка инженерного образования. Нужна мобилизация, прежде всего, профессионального сообщества, всех структур и уровней власти, всего общества в целом для выработки мер, которые позволят на первом этапе ведущим, а затем и остальным техническим вузам России готовить специалистов новой формации – “несерийных” инженеров с нестандартным набором профессиональных компетенций.
По мнению начальника Департамента по высшему профессиональному образованию администрации Томской области Алексея Пушкаренко, в нынешних условиях особого внимания требуют сразу две стороны обсуждаемой доктрины: необходимость повышения качества инженерного образования и потребность страны в инженерных кадрах: “Если не будет структурных изменений в экономике России, вряд ли только за счет повышения качества преподавания мы сумеем пробудить интерес к инженерному образованию”. В качестве примера представитель администрации области привел Польшу, где за последние пять лет существенное изменение структуры экономики привело к тому, что если раньше на инженерные специальности шли 2-3% выпускников школ, то сегодня эта цифра выросла до 8%. “Без экономических изменений инженерный труд в России будет не очень-то востребован”, – заметил Алексей Пушкаренко.
О вкладе ТПУ в развитие инженерного образования России говорил в своем выступлении ректор университета Петр Чубик. Он напомнил, что ТПУ первым в нашей стране получил возможность сертифицировать профессиональных инженеров, а также первым из отечественных вузов присоединился к всемирной инициативе CDIO (Conceive – Desing – Implement – Operate). В прошлом году университет впервые вошел в рейтинг мировых университетов, подтвердив тем самым правильность выбранного пути развития. Еще с 2004 года в вузе реализуются программа элитного технического образования и 12 магистерских программ уровня “двойной диплом” с ведущими университетами Великобритании, Германии, Франции, Чехии, а также магистерские программы для высокотехнологичных российских компаний. Ежегодный спрос на выпускников ТПУ более чем в 1,5 раза превышает их число.
– Но я бы сейчас не стоял на этой трибуне, если бы ни о чем не волновался, – признался ректор. – Сегодня в стране порядка 140 технических и технологических вузов. Из 29 национальных исследовательских университетов технических вузов – 17. Есть федеральные университеты, есть часть университетов, которые недавно получили поддержку на реализацию стратегических программ развития… Но все равно это три-четыре десятка вузов. Что надо сделать, чтобы высококвалифицированные инженерные кадры выходили из стен не только ведущих университетов страны, но и всех вузов? Всероссийская сборная команда инженеров (а это все те, кто присутствует в этом зале) должна, говоря языком наших студентов, “взломать мозг” для того, чтобы ответить на этот вопрос…
Важной особенностью конференции стало участие в обсуждении подходов к созданию Национальной доктрины инженерного образования наряду с представителями профессионального сообщества и обладателей права законотворческой инициативы. Так, например, член Комитета Госдумы РФ по образованию Ахмат Эркенов напомнил, что в России уже 20 лет идут различные реформы, и хочется надеяться, что время “этих кардинальных преобразований прошло и мы начнем наконец-то созидать”.
Именно о созидании – путях формирования Национальной доктрины инженерного образования – шла речь в выступлении президента АИОР Юрия Похолкова. Он отметил, что сегодня, учитывая вызовы времени, “нам всем, занятым подготовкой инженерных кадров, особенно важно постараться взглянуть на себя глазами производственников, конкурентов и попробовать что-то изменить как в себе самих, так и в сложившейся ситуации”. Например, именно с этой целью начиная с 2010 года эксперты АИОР ведут регулярные семинары по всей России (последний, участие в котором приняли 125 профессионалов в области инженерных наук, недавно состоялся в Казани). Благодаря этим встречам была проведена экспертная оценка современного уровня подготовки российских инженеров. Ее результат оказался весьма противоречив: состояние инженерного образования в России было оценено экспертами в основном отрицательно, а вот подготовка инженеров – положительно.
– В прошлом году в рамках семинара в Праге с участием ректоров и проректоров университетов Португалии, Испании, Франции, Германии, Австрии, Чехии мы тоже предложили им оценить уровень подготовки российских инженеров, – поделился глава АИОР. – Как думаете, что они ответили? “Excellent!” Понятно, что уровень тех российских инженеров, которых они видят в Европе, конечно, “Excellent!”. И нам всем надо постараться, чтобы подготовить таких же превосходных инженеров и для своей страны. Чтобы они работали в России и мы могли оценить их как “Excellent!”.
Сегодня же налицо противоречие между качеством подготовки инженеров и требованиями к нему работодателей. Оно порождает проблему, которая негативно влияет на состояние всего инженерного дела в стране. Ни для кого не является секретом, что большая часть потребительских товаров, концентрирующих в себе результаты инженерного труда, инженерную мысль и инженерные решения, используемых сегодня в России, российскими не являются. Среди них компьютеры, медицинское оборудование, телевизоры, стиральные машины, холодильники, автомобили, мотоциклы, продукты глубокой переработки древесины, других видов сырья, теперь уже и самолеты гражданской авиации… Мы действительно перешли на все зарубежное. Вся техника и технологии, все, что мы держим в руках, – не российских брендов. Правда, ради самоуспокоения некоторые эксперты говорят, что, мол, во многих крупных зарубежных фирмах трудятся наши, российские, инженеры. Почему же они не работают у нас и не создают бренды, высоко ценимые на международном рынке?..
Необходимо установить соответствие между качеством подготовки инженеров и требованиями к нему работодателей. Тут все просто – либо мы говорим: “Давайте повысим качество и будем удовлетворять требованиям”, либо предлагаем представителям бизнеса снизить их требования…
В чем же отличия требований работодателей и преподавателей вузов, предъявляемых ими к будущим инженерам?
– Производственники хотят, чтобы человек, который к ним придет после окончания вуза с дипломом, свидетельствующим о его квалификации в области техники и технологии, был способен системно и самостоятельно мыслить, эффективно решать производственные задачи с использованием тех компетенций, которые он получил в вузе, – продолжил президент АИОР. – Чтобы он умел работать в команде, знал бизнес-процессы и бизнес-среду в целом, умел генерировать и воспринимать инновационные идеи, мог аргументированно представить себя, свою идею, убедить аудиторию, завоевать ее интерес, чтобы был способен использовать иностранные языки в работе. А много ли в вузах уделяют внимания формированию таких компетенций? Главным образом вузы выстраивают свою работу так, чтобы у выпускников были знания. Получен красный диплом? Значит, ты – специалист высокого качества.
Кстати, мы все, преподаватели, хотим, чтобы у нас было побольше часов. Ведь чем их больше, тем больше оплата. Получается, что стимулы направлены в другую сторону! Вместо того чтобы организовывать самостоятельную работу студентов, создать условия, в которых они сами добывали бы знания, мы стараемся как можно больше заполучить часов, чтобы “вдуть” им в уши эти знания, а на экзамене выяснить, усвоил он их или нет.
Но бизнесу это не всегда интересно. Ему интересно другое: чтобы человек, которого он получил в качестве рабочей силы, умел работать. А этому-то мы практически и не учим. Это и есть глубокое противоречие, которое сегодня, по существу, выливается в серьезные проблемы в инженерном деле.
И оно требует принятия такого документа, как Национальная доктрина инженерного образования. В нем на основе объективной и адекватной оценки ситуации, сложившейся в области инженерного образования в России, и того, что происходит в данной области в мире, должна быть сформулирована стратегическая цель развития инженерного образования в РФ, его роль в развитии экономики, описаны инструменты и средства его совершенствования, методология и основные принципы реализации заявленного.
Юрий Похолков представил участникам конференции видение модели доктрины инженерного образования, сформулированное АИОР.
Подходы к формированию Национальной доктрины инженерного образования России должны учитывать глобальные и внутренние вызовы, направления и задачи новой индустриализации, проблемные ситуации, их системность, возможность изменения используемых методов и инструментов для достижения цели при изменении внешних условий. То есть система инженерного образования, выстроенная в соответствии с доктриной, должна быть адаптивной. При определении цели и формулировании задач развития инженерного образования России на долгосрочный период целесообразно провести экспертные оценки необходимого уровня технического образования общества, обеспечивающего минимальный уровень его “инновационного сопротивления” и максимальный уровень “технологической восприимчивости”. В условиях рыночной экономики образование и интеллект являются основным капиталом, гарантирующим победу в конкуренции на мировых рынках. Так как они позволяют, с одной стороны, создавать и выводить на рынки конкурентоспособные продукты интеллектуального труда, с другой – воспринимать и эффективно использовать имеющиеся в мире лучшие результаты интеллектуальной деятельности и наукоемкого производства. Определение образования как “общественного блага” или как “рыночного продукта” имеет в этих условиях особое значение. От того, какому из этих определений будет отдан приоритет, зависят и принципы организации системы образования в стране, и качество жизни каждого человека и общества в целом.
Стратегическая цель развития инженерного образования России, провозглашаемая в Национальной доктрине инженерного образования, может быть сформулирована следующим образом: “Создать в России адаптивную систему опережающей подготовки специалистов с высшим образованием в области техники и технологии, обеспечивающую мировой уровень профессиональной квалификации личности, высокий уровень технологической восприимчивости общества, гарантирующую экономическую, техническую и технологическую безопасность государства”.
Модель организации опережающего инженерного образования России состоит из двух частей. Первая, которую условно можно назвать “Формирование технически образованной нации”, предполагает организацию первого цикла (бакалавр) высшего образования в области техники и технологии за счет средств государственного бюджета. Реализация этой части доктрины обеспечит высокий уровень технологической восприимчивости общества, снизит уровень его инновационного сопротивления и создаст основу для опережающего развития. Задачей первой части модели организации инженерного образования России является подготовка широких слоев населения к грамотному и эффективному использованию в жизни и работе постоянно меняющихся (усложняющихся) технических устройств, информационно-коммуникационных технологий, программных продуктов и т.п.
В результате реализации первой части доктрины инженерного образования в России будет создан широкий слой технически образованного населения, представляющий собой “плодородную почву” для выращивания оте­чественной научной и инженерной элиты, и обеспечены благоприятные условия для генерирования и восприятия новых инженерных решений и технологий. Одновременно, по мере формирования этого слоя, в обществе будет повышаться уровень технологической культуры, который является основой качественного проектирования, изготовления и эксплуатации технических устройств и их безаварийной работы, что, в свою очередь, снижает вероятность антропогенных и техногенных катастроф.
С точки зрения обеспечения высокого уровня технологической восприимчивости общества доля людей с высшим техническим образованием первого уровня (цикла), в среднем, не должна быть меньше 40% от числа лиц с высшим образованием. Этот слой населения, по существу, станет кадровым фундаментом новой индустриализации страны.
Вторая часть модели организации опережающего инженерного образования, которая должна найти отражение в Национальной доктрине инженерного образования России, может быть названа “Формирование научно-технической элиты общества”. Реализация второй части модели позволит сформировать элитный кадровый потенциал для новой индустриализации страны, существенно повысит конкурентоспособность российских инженерных решений на мировых рынках, обеспечит создание новых российских брендов в области техники и технологии, создаст более благоприятные условия для развития прорывных технологий.
Целью реализации второй части модели является организация опережающей подготовки (индивидуально или в командах) специалистов с высшим техническим образованием (магистры, инженеры), обладающих исключительными профессиональными компетенциями, способных генерировать инженерные идеи, принимать инженерные решения, обеспечивать разработку, производство, эксплуатацию и обслуживание конкурентоспособных инженерных разработок и продуктов инженерной деятельности.
Одним из основных элементов Национальной доктрины инженерного образования России являются принципы организации инженерного образования, следование которым позволит эффективно реализовать доктрину во всей ее полноте. Наиболее важные из них – принципы приоритетности, системности, фундаментальности, опережения, практикоориентированности, непрерывности, конкурентоспособности и адаптивности.
За три дня проведения конференции ее участники в ходе секционных заседаний и круглых столов успели обсудить лишь небольшую часть вопросов, связанных с путями создания Национальной доктрины инженерного образования России. Ее формирование – процесс сложный и трудоемкий. При создании такого важного документа должны быть учтены многие факторы и условия, задеты разные сферы деятельности (школы, техникумы, профтехобразование, РАО, РАН, бизнес, средства массовой информации, образовательные технологии, содержание образования, формирование кадрового состава вузов, стимулирование студентов, сотрудников вузов и многое другое). Главными действующими лицами в этой работе должны стать российские эксперты и профессионалы в области организации и реализации высшего инженерного образования. Отбор этих экспертов – тоже дело довольно трудное. Практика проведения конкурсов при организации такой работы представляется нецелесообразной. Доктрина – документ государственный, и исполнителем этого документа должна быть государственная организация, несущая ответственность перед Президентом и Правительством РФ. Например, Минобрнауки России. Сценарии организации подобного рода работ могут быть различными, начиная с выполнения этой деятельности опытными и высококвалифицированными сотрудниками министерства и заканчивая формированием нескольких независимых групп экспертов, параллельно трудящихся над созданием проекта документа. Затем предложенные варианты доктрины должны пройти общественное обсуждение в профессиональной среде, обществе, независимую экспертизу. Наиболее приемлемый вариант доктрины будет представлен на утверждение в Правительство РФ и станет документом, определяющим судьбу инженерного образования России на долгосрочный период.
По итогам конференции ее участниками был принят ряд рекомендаций законодательным и исполнительным органам федерального и регионального уровней, Федеральному Собранию РФ, Минобрнауки России, научно-образовательной общественности, представителям профессиональных инженерных сообществ и научных организаций, бизнес-сообщества, инжиниринговых фирм, промышленных компаний, руководителям вузов, осуществляющих подготовку инженеров и специалистов в области техники и технологии. Так, например, они считают необходимым сформировать на основе Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года Комплексную программу новой индустриализации России, определяющую цели, системные индикаторы, средства достижения заявленного, организационную структуру управления, источники ресурсов, и придать ей статус федерального закона. Наличие такого документа позволит своевременно сформировать и Национальную доктрину инженерного образования с учетом условий новой индустриализации, обеспечивающую опережающую целевую подготовку инженеров-профессионалов и массовую подготовку, повышение квалификации и переподготовку специалистов в области техники и технологии. Требуется также разработать региональные дорожные карты новой индустриализации, закрепив принципы их реализации в региональных законах, принять и осуществить комплекс мер по повышению заинтересованности всех участников индустриализации. При этом будет правильным пре­дусмотреть в содержании дорожных карт раздел по их научному и кадровому обеспечению.
Свою роль должны сыграть разработка и принятие Федеральным Собранием РФ “Закона об инженерной профессии в России”, в котором должны быть регламентированы права и обязанности инженеров, функционирование системы гарантии качества подготовки специалистов в области техники и технологии, включая государственную институциональную аккредитацию технических вузов, общественно-профессиональную аккредитацию инженерных образовательных программ и сертификацию инженерных квалификаций.
От представителей научно-образовательной общественности и профессиональных инженерных сообществ потребуется принять активное участие в аналитической и творческой работе по формированию Национальной доктрины инженерного образования России, а также в просветительской работе среди молодежи для укрепления имиджа инженера и повышения престижа инженерной профессии.
Бизнесу и промышленности предлагается активнее участвовать в работе по формированию требований к подготовке современных специалистов в области техники и технологии, инженеров высшей квалификации, профессиональных стандартов. Не оставаться в стороне от формирования экспертного сообщества для участия в процедурах общественно-профессиональной аккредитации инженерных образовательных программ и сертификации инженерных квалификаций. Будет полезным и более активное участие бизнеса и промышленности в работе вузов по подготовке современных специалистов в области техники и технологии, включая предоставление вузам возможности для проведения стажировок преподавателей, производственных практик студентов, получения ими разрядов по рабочим профессиям, использования материальной базы, создания учебных лабораторий в вузах, условий для работы базовых кафедр на территории предприятий. Перспективное направление такого взаимодействия – развитие практико-ориентированных образовательных технологий путем создания профессиональных кадровых центров на базе крупных промышленных предприятий.
Насколько реальным окажется предложенный участниками конференции вариант развития событий, зависит от всего научно-образовательного сообщества России.
Познакомиться подробнее с предложениями по формированию Национальной доктрины инженерного образования России, принципами организации инженерного образования можно на сайте АИОР www.aeer.ru и в журнале “Инженерное образование” (№10, 2012). Там же представлен полный текст рекомендаций, принятых конференцией АИОР.

Нина ШАТАЛОВА
Фото автора

Нет комментариев