От точки к многоточию. Вузы СНГ входят во вкус сетевого общения.

В последние месяцы уходящего года состоялись сразу два знаковых мероприятия проекта “Образовательные ресурсы для инженеров стран Содружества”. Придуманный коллективом Института современных образовательных технологий МГТУ им. Н.Э.Баумана проект при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ (МФГС) осуществляется с ноября 2011 года. Цель — сетевое дистанционное взаимодействие (трансфер) между вузами стран Содружества по профессиональной переподготовке и повышению квалификации профессорско-преподавательского состава технических вузов и инженеров высокотехнологичных отраслей промышленности. Осенью представители ряда университетов СНГ и Фонда президента Республики Узбекистан “Истеъдод” прошли стажировку в МГТУ, а в первой декаде декабря руководители и преподаватели вузов — участников проекта встретились здесь же, в Бауманке, на конференции. Обсуждали состояние и перспективы развития профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов по новым направлениям развития техники и технологий в своих республиках. Коллеги из университетов Содружества могли на месте оценить возможности МГТУ как лидера российского инженерного образования, а также рассказать о том, какие результаты достигнуты благодаря сотрудничеству в рамках проекта. Продуктивность этой работы очевидна, и представители ключевых структур — организаторов общего образовательного и культурного пространства государств-участников СНГ с полным на то основанием дали ей высокую оценку.

Бауманка без границ
Идея создания современной системы профессионального совершенствования преподавателей вузов и специалистов инженерной сферы в странах Содружества именно на основе доступа к образовательным программам МГТУ логична: этот университет предлагает практически весь спектр специальностей и направлений, которые существуют в современной инженерной сфере. Бауманка взяла на себя обязанности базовой организации Содружества Независимых Государств по повышению квалификации кадров в области инженерии и технологий, и с момента получения этого статуса коллектив вуза организовал переобучение свыше 1600 специалистов из стран СНГ. МГТУ также возглавляет Ассоциацию технических университетов России, Консорциум технических университетов в рамках Сетевого университета СНГ и Мультивендорный и академический консорциум в области ИКТ (информационно-компьютерных технологий). Разработка образовательных программ и методик профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров по новым направлениям развития техники и технологий — одна из главных функций МГТУ как базовой организации.
Прежде чем определить, какие программы и курсы готовить, специалисты университета исследовали рынок труда в государствах-участниках СНГ. В 2008 году такой мониторинг был проведен в Белоруссии, Казахстане и Таджикистане. Выяснили, что помимо нехватки высококвалифицированных рабочих, которую остро испытывают сегодня экономики всех стран Содружества, уже тогда большой спрос сформировался на специалистов в области космических и геоинформационных систем и технологий, биомедицинских систем и медицинских аппаратов, промышленной юриспруденции, ИT-технологий. Об этом сообщил, открывая осеннюю стажировку преподавателей технических специальностей вузов стран СНГ, исполнительный секретарь Общественного совета базовой организации МГТУ им. Н.Э.Баумана Сергей Гайманов.
Весьма востребованы оказались и курсы повышения квалификации руководителей и специалистов предприятий и организаций, а также вузовских преподавателей по бе­зопасности жизнедеятельности и противодействию террору. Все это было учтено при подготовке 56 программ обучения, размещенных затем на портале МГТУ. Теперь они — в распоряжении участников проекта. В его рамках за два последних года открыты точки дистанционного доступа в восьми странах СНГ, на подходе запуск еще двух. “Обеспечить помещение и оборудование для этих точек — задача вуза, где формируется группа обучающихся, — уточнил для корреспондента “Поиска” Сергей Гайманов. — Для первых 15 слушателей мы сразу после открытия точки провели бесплатные курсы по одному из направлений подготовки. По окончании занятий каждый слушатель получил сертификат о переподготовке”.
За время, прошедшее с начала запуска проекта, свою квалификацию уже повысили более 300 специалистов и преподавателей технических специальностей стран Содружества. Ровно половина из них получили сертификаты МГТУ им. Н.Э.Баумана, в том числе 30 преподавателей вузов Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, Таджикистана, Узбекистана и Украины, стажировавшихся в течение пяти дней в базовом университете сети по направлениям “Метрология и стандартизация” и “Защита информации в информационных системах”. Они познакомились с учебно-материальной базой МГТУ, содержанием программ и методик преподавания, а также с разработанными здесь учебно-методическими комплексами, пособиями и программными средствами.
По словам Сергея Гайманова, при поддержке Минобр­науки РФ и МФГС созданы в общей сложности восемь учебно-методических комплектов и 30 учебных пособий по ракетной и космической технике и технологии, космическим и гео­информационным технологиям и системам, информационным системам и технологиям, биотехническим и медицинским аппаратам и системам, менеджменту организации, радиоэлектронным системам и технологиям. Все они были изданы небольшими тиражами (от 20 до 60 экземпляров), апробированы в ведущих вузах стран Содружества и переведены в электронный вид.
Участников московской стажировки приветствовала директор Департамента гуманитарной политики МФГС Елена Полушкина. Она поблагодарила коллег из СНГ за сохранение и развитие русскоязычного пространства. По данным МФГС, результаты социологических опросов свидетельствуют: в странах Содружества более 40 процентов граждан, чей возраст превышает 35 лет, хотят стажироваться в российских вузах. Это либо представители старшего поколения, либо те, кого родители сориентировали на русскоязычную среду. “Для Российской Федерации, — подчеркнула Елена Полушкина, — этот проект — хороший шанс привлечь иностранных обучающихся. Открытие даже одной дистанционной точки доступа к ресурсам МГТУ в каждой стране СНГ позволяет намного активнее вовлекать в международное образовательное сотрудничество преподавателей вузов. Ведь если для студентов действует целый ряд соответствующих программ, они пользуются поддержкой национальных фондов, благодаря чему выезжают обучаться и стажироваться за границей, то те, кто их учит на родине, остаются в этом плане обделенными вниманием. Поэтому для их профессионального роста создающиеся в рамках проекта “точки доступа” к программам Бауманки очень важны. Появление этой сетевой структуры позволяет подумать о возрождении общих олимпиад для старшеклассников по техническим специальностям и математике, расширить возможности обучения студентов. Еще один важный аспект: активизируется общение и возрастает интерес друг к другу наших преподавателей и специалистов”.
Синергия лидерства
Беседуя с участниками стажировки в кулуарах, я убедилась: специалисты ведущих вузов Содружества рассчитывают, что проект расширит их возможности общения, налаживания полезных контактов, обмена информацией, сделает доступными для них уникальные методики и преподавательский опыт Бауманки: “Такое взаимодействие может быть очень полезным — это новые идеи, “свежая кровь”, развитие академической мобильности. И конечно же знакомство с брендовыми университетами России”.
— Но и нам есть что показать, — с удовольствием сообщила Марина Ивченко, начальник отдела повышения квалификации Института последипломного образования Национального технического университета Украины “Киевский политехнический институт”. — У нас весьма развита система дистанционного обучения, есть хороший опыт преподавания ИКТ, защиты информации, трансфера технологий, мы — участники целого ряда международных проектов. Поле для двустороннего сотрудничества вспахано, а теперь появилась возможность потрудиться на нем, продумать перспективы сотрудничества.
Как показала следующая встреча участников проекта, состоявшаяся через месяц в дни конференции, многие их ожидания оправдываются, и лидерам действительно есть чем поделиться друг с другом.
— Фактически это подведение итогов большой плодо­творной работы по трансферу образовательных и научно-исследовательских технологий в постсоветское пространство, — подчеркнул, открывая встречу, проректор по международным связям МГТУ им. Н.Э.Баумана Иван Архаров.
Директор информационно-аналитического департамента Исполкома СНГ Александр Заварзин, приветствуя участников конференции, отметил, что Бауманский университет — одна из наиболее эффективно работающих базовых организаций Содружества в области образования и открытие точек доступа к десяткам его программ обучения инженерным специальностям, проведение мастер-классов в странах СНГ, объем учебно-методической работы — достойное тому подтверждение. “Уверен, что и нынешний форум явится ценным вкладом в решение общих задач по развитию и совершенствованию образовательных процессов на пространстве СНГ”, — сказал он.
Выступавшие на конференции представители структур, занимающихся развитием образования на пространстве Содружества, отмечали, что степень заинтересованности, проявленной там к проекту, превзошла все ожидания. “Не думали, что проект получит такое развитие и вызовет такой отклик, — призналась Елена Полушкина. — Посетив ваши страны, увидев возможности университетов и убедившись в вашем желании сотрудничать, мы тоже получили большой опыт и импульс для дальнейшей работы”.
“Когда проект обсуждался, возникало немало организационных вопросов. Например, как правильно спланировать и поставить на рельсы этот процесс. Но вскоре мы почувствовали живой интерес к делу коллег из СНГ, заговорили на понятном друг другу языке, и вопросы были сняты”, — констатировал директор Института современных образовательных технологий МГТУ им. Н.Э.Баумана (ИСОТ) Владимир Брекалов. Он рассказал, что благодаря работе с точками доступа его университет получил возможность выходить на иные формы взаимодействия с коллегами в республиках, обсуждать разные варианты и методики обучения. Директор предположил, что, вероятно, в этом и состояла сверхзадача проекта — совершенствовать деятельность университетов путем взаимного обмена мнениями и уникальным опытом.
Владимир Брекалов предложил коллегам обсудить в ходе конференции ряд ключевых проблем. Какой должна быть доля базовой, классической составляющей в программе, отвечающей интересам потребителей? Как оперативно дополнять ее фундаментальную часть тем, в чем в данный момент нуждаются коллеги и партнеры? При этом важно оптимально сформировать коллектив преподавателей и методистов, способный своевременно определить содержательную часть программы, проработать методику, быть готовым ее реализовывать и при необходимости оперативно менять траекторию в процессе обучения в зависимости от потребности заказчика, а также по ходу работы привлекать дополнительные ресурсы.
В своем докладе директор ИСОТ затронул еще одну актуальную тему — плюсы и минусы дистанционного образования. “Главная проблема — найти разу­мную грань применения этой удобной и порой необходимой технологии, не свести к нулю живое общение, не перевести учебный процесс в рамки абсолютно формального. Преподаватель и учащийся не должны утратить возможность смотреть в глаза друг другу. Считаю, что каждую ситуацию с использованием дистанционного обучения нужно рассматривать отдельно”, — подчеркнул он.
Совершенствование и развитие ДО как инструмента обучения имеет немаловажное значение. Как выяснилось из выступлений на конференции представителей высшей школы, его применение позволяет сегодня надеяться на решение целого ряда актуальных образовательных проблем. Сочетание дистанционной и очной форм открывает, к примеру, перспективы для решения вопроса о своевременном повышении квалификации школьных учителей при недостатке необходимых средств и ресурсов. Применение современных технологий делает высшее профессиональное образование более привлекательным для молодежи.
Заместитель исполнительного директора Фонда президента Республика Узбекистан “Истеъдод” Данияр Абидов обратил внимание и на то, что с появлением точек дистанционного доступа становится возможным регулярное взаимодействие с негосударственным сектором образования в республиках в плане сертификации их услуг, в частности, коррекции и совершенствования широко реализуемых там программ повышения квалификации специалистов. Это важно в информационную эпоху, когда растет интерес к получению высшего образования. Если в 1990 году в мире было 42 млн студентов, в 2010 году их число достигло 97 млн, а к 2025 году, по прогнозам экспертов, вырастет до 159 млн человек.
В тезисах, подготовленных к конференции специалистами фонда “Истеъдод”, названы основные предпосылки развития ДО: возможность учиться всю жизнь, в любой стране, в любом вузе, в любое время и из любого места. Но для реализации этой возможности необходим переход от концепции “физического движения студентов от одного государства к другому” к концепции “распределения знаний через обмен образовательными ресурсами”, нужно обеспечить продолжение учебы для мореплавателей, больных, беременных, людей с ограниченной физической активностью. Сделать это можно только с применением дистанционного образования, в котором обучающийся играет активную роль. Ведь еще Конфуций заметил: “Забуду, что слышал, запомню, что видел, если самостоятельно выполню — пойму”.
Однако распространению ДО мешают инертность преподавателей, сомнения, что дистанционное обучение может дать массовый качественный результат. Барьером служит незнание преподавателями электронных материалов, контента занятий и отсутствие навыка создания электронных курсов.
Общая проблема, о которой говорили участники конференции, — недостаток нормативной базы для применения дистанционного образования. В странах Содружества сегодня ищут пути ее решения. В России надеются на новый закон “Об образовании”, а, к примеру, в Киргизии реализуют идею создания Ассоциации дистанционного образования. Одна из ее задач — активное участие в выработке нормативно-правовых документов, касающихся развития дистанционного образования в республике. Инициатива по ее организации принадлежит Кыргызскому государственному техническому университету им. И.Раззакова (КГТУ). Отметим, что презентацию системы дистанционного обучения этого вуза после ее демонстрации на пленарном заседании участники конференции попросили повторить “на бис”.
Проректор КГТУ по учебной работе Усен Омуралиев в беседе с корреспондентом “Поиска” рассказал, что участие в проекте подвигло его коллег к реализации идеи по повышению доступности программ Бауманки для специалистов в других регионах страны. После открытия точки дистанционного доступа в университете он уже собственными силами на базе своих филиалов в индустриальных центрах республики начал организовывать аналогичные точки. Сегодня они действуют в четырех городах — Кара-Балта, Кара-Куль, Кызыл-Кия и Токмок. Теперь образовательные программы МГТУ, реализуемые в рамках совместного проекта, доступны не только сотрудникам структурных подразделений КГТУ, но и специалистам предприятий центров промышленности. Пользоваться проектными ресурсами получили возможность и слушатели курсов, которые ведет Институт дистантного обучения и повышения квалификации КГТУ. “Это очень важно для нас, — отметил Усен Омуралиев. — Увеличился спектр программ, которые мы готовы предложить, расширяется круг наших реальных и потенциальных пользователей”.
Проект с продолжением
Выступая на конференции, представители Россотрудничества, Сетевого университета СНГ, Минобрнауки РФ, Ассоциации технических университетов уверенно говорили о перспективности деятельности, развернувшейся в результате реализации проекта МГТУ, обещали продолжать поддерживать ее со стороны своих организаций. Генеральный директор Центра международной образовательной деятельности Минобрнауки РФ Виктор Круглов выразил надежду, что итоги работы партнеров-участников станут “основой для распространения лучших программ повышения квалификации на другие технические вузы, гуманитарную и культурную сферы, позволят из разрозненных форм взаимодействия создать стройную систему”.
“Для нас важно, что проект сможет дальше жить и без МФГС, что, осваивая программы Бауманки, ориентированные на высокотехнологичные отрасли промышленности, новые обучающиеся вряд ли задумаются о том, кто начинал этот проект и кем предоставлена эта возможность. Сетевое общение профессионалов на просторах СНГ станет нормой, надежной опорой для их карьерного роста, а поддерживать его будут заинтересованные в этом образовательные, научные, производственные структуры”, — заметила Елена Полушкина.
Будучи уверенными в необходимости дальнейшего развития идей проекта, участники конференции поставили перед профильными ведомствами и образовательным сообществом целый комплекс задач. В числе приоритетов были названы следующие: формирование банка данных о состоянии сферы профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров по новым направлениям развития техники и технологии в государствах СНГ; опережающая разработка и апробация соответствующего программного и учебно-методического обеспечения с учетом национальной специфики стран Содружества; содействие развитию сотрудничества республиканских вузов и НИИ. На портале дистанционного обучения МГТУ должны появиться электронные учебно-методические материалы, создаваемые с опорой на научно-исследовательские работы в области профессионального совершенствования специалистов. Бауманке как базовой организации поручено расширить перечень УМК по направлениям подготовки инженерных и исследовательских кадров (включая довузовскую и послевузовскую), внедрять методики смешанного (очно-дистанционного) обучения и продолжить практику проведения занятий с выездом ведущих профессоров и преподавателей на основании двусторонних договоров с университетами государств Содружества.
Согласно проекту резолюции международной конференции, ее участники и впредь намерены способствовать объединению усилий руководства своих стран в области профессиональной переподготовки и повышения квалификации, регулярно обмениваться опытом обучения специалистов в сфере новых направления развития техники и технологии. Планируется также, что МГТУ подготовит пакет учебных программ по этой тематике специально для ознакомления с ним представителей бизнеса в странах, входящих в состав СНГ. Кроме того, базовому университету доверено написание проекта Межгосударственной программы по профессиональной переподготовке и повышению квалификации специалистов стран Содружества, предусматривающей эффективное использование открытых точек дистанционного доступа. Содержание резолюции решено довести до сведения вузов-участников Ассоциации технических университетов и Совета по сотрудничеству в области образования государств-участников СНГ.

Татьяна Возовикова
Фото Николая Степаненкова

Нет комментариев