Знаки равенства. У инвалидов появится больше возможностей для получения профессии.

Как известно, у людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) ограничены и возможности получения профессионального образования. Что мешает сделать обучение доступным для них? Этот вопрос обсудили на пресс-конференции “Образование для людей с ограниченными возможностями здоровья в Москве” в РИА Новости.
В одной только Москве проживает более 1,2 миллиона лиц с ОВЗ. То есть почти 10% всего населения города имеют особые потребности и постоянно нуждаются в специальных мерах государственной поддержки. При этом 240 тысяч инвалидов — граждане трудоспособного возраста, многие из них стремятся к социально-активной, максимально независимой жизни, профессиональной занятости. Но воплотить в жизнь эти стремления удается пока далеко не всем. К сожалению, лица с ОВЗ составляют менее 1% всех учащихся начального, среднего и высшего образования. Еще более неприятно то, что в законодательстве не прописан такой статус, посетовал уполномоченный по правам ребенка в городе Москве Евгений Бунимович. А пока нет точной формулировки, нельзя попросить денег у государства.
Конечно, со вступлением в силу закона “Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве” столица вышла на первое место в стране по доступности образования для инвалидов и людей с ОВЗ. Однако проблемы остаются. Определить точные масштабы потребности представителей этой категории населения в профобразовании до сих пор трудно, поскольку у одних в силу тяжести недуга эта потребность трансформирована в желание овладеть трудовыми навыками, у других состояние здоровья накладывает ограничения на выбор профессии, а подчас и уровня образования.
По заданию уполномоченного по правам человека в городе Москве независимым актуарным информационно-аналитическим центром было проведено исследование, выявляющее проблемы доступности профобразования для лиц с ОВЗ в столице. Руководитель исследования Марина Баскакова подробно рассказала о проделанной работе. Опрос инвалидов в возрасте 16-25 лет показал, что две трети всех респондентов хотели бы иметь высшее профобразование. Общим средним готов удовлетвориться только каждый десятый. Большие ограничения здоровья определяют, как правило, более скромные притязания к уровню профобразования. Среди инвалидов 1-й и 2-й групп о высшем профобразовании задумывается каждый второй, а вот среди ребят с 3-й группой таких — 75,5%.
По словам Марины Баскаковой, исследование показало, что, несмотря на все трудности, люди с ОВЗ сравнительно успешно реализуют свое право на получение профобразования. В целом, 44,2% опрошенных молодых людей не более трех-четырех лет назад получили дипломы (НПО, СПО, ВПО), а 46,8% продолжают обучение, причем в основном в вузах. И в учреждениях, полностью или частично специализирующихся на образовании инвалидов, созданы неплохие условия для их обучения. В большей степени такие условия обеспечивают учебные заведения НПО (79,1%), в меньшей — учреждения СПО (58,1%) и ВПО (61%). Но большинство опрошенных людей с ОВЗ учатся (или учились) в обычных образовательных учреждениях, где условия обучения зачастую не соответствуют понятию “безбарьерная среда”. Затруднения в доступе к спортзалу испытывают 42,7% респондентов, в доступе к медицинскому кабинету — 41,8%, к местам общего пользования — 39,9%, к компьютерным классам — 37,1%, к столовой и к аудиториям — по 34,2%, а к самому зданию — 30,9%. Помимо этого ребята жаловались на то, что мебель в кабинетах неудобна для занятий.
Еще один важный аспект формирования комфортной среды для обучения инвалидов — их отношения с преподавателями и другими учащимися, отметила Марина Баскакова. По словам опрашиваемых, массовых проявлений недружелюбного отношения к ним преподавателей и руководства они не замечали. Учителя, как правило, не выделяют инвалидов среди других студентов и относятся к ним “как и ко всем” — об этом заявили 57,7%. Но неприятные моменты все же случаются: 3,9% опрошенных со 2-й группой инвалидности рассказали, что испытывали к себе недружелюбие.
Что же касается взаимоотношений с другими учениками, то 77% молодых людей считают, что одногруппники относятся к ним позитивно, 17,8% говорили о безразличии соучеников. Негативное отношение к себе заметили только 3,5%.
Случаев с нарушением прав обучающихся инвалидов, в целом, мало — 5,2%. Половина из них связана с поступлением в учебное учреждение, остальные касаются недостаточной приспособленности инфраструктуры и учебного процесса.
Марина Баскакова считает, что планомерная работа, проводимая в Москве, поможет решить существующие проблемы. Повышенное внимание общества к развитию и обучению детей с ОВЗ дошкольного возраста, расширение практики инклюзивного обучения в школах, рост числа реабилитационных центров, модернизация инфраструктуры учебных заведений и города в будущем приведут к повышению уровня потребности этих детей в профобразовании. А следовательно, заведения НПО, СПО и ВПО должны готовиться к тому, что абитуриентов и студентов, имеющих ограниченные возможности здоровья, станет больше.

Татьяна ЧЕРНОВА

Нет комментариев