Рассыпаны в пыли

Обсерватории Гершель и Кек выявили сотни ранее не видимых звездообразующих галактик. С подробностями — ESA News Release.
Совместив данные наблюдений космической обсерватории Гершель Европейского космического агентства (ESA) и наземных телескопов обсерватории Кек (Keck Observatory) на Гавайях, на горе Мауна Кеа, астрономы смогли охарактеризовать сотни новых галактик, которые отличает чрезвычайно интенсивное звездообразование. Впервые в описательной истории Вселенной обнаружены галактики, в которых ежегодно рождаются сотни звезд, сопоставимых по массе с Солнцем. Для сравнения — в нашей галактике, Млечном пути, в год может появиться лишь одна такая звезда. Новоявленные галактики генерируют столько звездного света, что по яркости они должны превосходить нашу галактику в сотни и тысячи раз, но огромному количеству газа, участвующего в звездообразовании, сопутствует такое же количество пыли, которая поглощает видимый свет. По этой причине в видимом свете прежде эти бурно плодящие звезды галактики не обнаруживались. Однако пыль нагревается окружающими ее горячими звездами, и она переизлучает энергию в дальнем инфракрасном диапазоне волн.
Используя космическую инфракрасную обсерваторию Гершель, ученые измерили температуру и светимость тысяч пылевых галактик и исходя из этих данных подсчитали скорость звездообразования. “Звездообразующие галактики — самые яркие галактики во Вселенной и главные “поставщики” звезд, а потому изучение их свойств очень важно”, — говорит доктор Кейтлин Касей (Caitlin Casey) из Гавайского университета (University of Hawai’i), ведущий автор статьи в Astrophysical Journal. Для описания процесса звездообразования важно знать удаленность галактик от наблюдателя. Благодаря спектрометрам двух гавайских телескопов ученые получили значения красных смещений для 767 галактик. Красное смещение для астрономов — мерило пути, который проходит свет, в данном случае галактический, и, соответственно, способ определить время, когда этот свет начал излучаться. Для большинства выявленных галактик было подсчитано, что их свет дошел до нас за 10 миллиардов лет, то есть он начал излучаться, когда Вселенной было 3 миллиарда 700 миллионов лет. У пяти процентов галактик красное смещение оказалось еще больше, их свет начал излучаться, когда Вселенной было всего полтора миллиарда лет. Каким образом большое количество галактик смогло образоваться в первые несколько миллиардов лет существования Вселенной — один из главных вопросов в изучении образования и эволюции этих астрономических объектов.