Поправить направление! Высшей школе рекомендовано уточнить курс

На последнем в минувшем году заседании Российского союза ректоров (РСР) его президент Виктор Садовничий напомнил, что университеты, начиная с академии Платона, неизменно были факторами движения общества вперед, уникальными хранителями и передатчиками научных знаний. В России они всегда служили объединительными центрами городов и регионов. Сегодня РСР претендует на интегрирующую роль в развитии ВПО как движущей силы экономической модернизации. В то же время сама вузовская система находится в процессе совершенствования, и его результат в немалой степени определится как внутренней организацией деятельности вузов, так и законодательными рамками, в которых он будет далее осуществляться. Не случайно на итоговом заседании РСР разговор шел об основных направлениях работы сообщества над новой редакцией проекта ФЗ “Об образовании” и программах развития университетов.
На всех не угодит
Докладывая по первому вопросу повестки дня, Виктор Садовничий напомнил, что разработку нового закона об образовательной деятельности РСР инициировал еще в середине 1990-х. Законопроект даже прошел обсуждение на уровне Государственной Думы, однако по ряду причин принятие этого документа решили не форсировать. Объем поправок к действующему закону за прошедший с тех пор период времени превысил оптимальную норму, и далее откладывать выработку приемлемого варианта нового закона стало невозможно. Обсуждение проекта ФЗ “Об образовании” в декабре 2010 года должно было завершиться его передачей на утверждение в Госдуму. Однако в октябре ректорское сообщество, представив результаты собственного анализа, заявило о необходимости проведения дополнительной и более профессиональной работы по формированию законопроекта. К тому времени его первую версию обсудили в коллективах порядка 600 высших учебных заведений страны, и к октябрьской конференции РСР с участием 150 руководителей был готов 200-страничный том замечаний и предложений. На этом мероприятии прозвучала идея создания специальной структуры для анализа отзывов, поступающих в ходе всенародного обсуждения законопроекта. Соответствующая комиссия была создана 1 декабря 2010 года решением Дмитрия Медведева, а ее руководителем стал советник Президента РФ, сопредседатель Ассоциации юристов России Вениамин Яковлев.
На заседании РСР глава комиссии рассказал о результатах работы по редактированию законопроекта. По его словам, объем текста будущего закона об образовании уменьшился примерно на треть. Вениамин Яковлев также сообщил, что обсуждение идет активно, хотя и не так бурно, как дискуссии о столь же актуальном сегодня законе “О полиции”. Основную массу участников составляют специалисты — представители сферы образования. Наиболее остро ставятся вопросы социального значения: незыблемость соблюдения конституционного права на бесплатное образование, возможность бюджетного финансирования частных образовательных учреждений, сохранение светского характера обучения, оптимальное соотношение типовой и вариативной частей образовательных программ и другие. Вениамин Яковлев отметил, что предложения РСР во многом совпадают с теми, которые поступают в адрес комиссии.
Виктор Садовничий озвучил перечень замечаний от Союза ректоров, тезисно сформулированных Президиумом РСР и рекомендуемых для рассмотрения при обсуждении проекта закона во второй редакции. Особое внимание уделено введению обязательного дошкольного образования, сохранению самостоятельности уровней НПО и пересмотру всей системы начального и среднего профессионального образования. Ректоры также предлагают ввести третий уровень высшего образования (аспирантура, адъюнктура), отнеся к нему ординатуру и ассистентуру-стажировку, и определить уровневое положения докторантуры. Множество вопросов вызвали следующие небесспорные новации законопроекта: исключение из системы ВПО академий и включение в нее колледжей, введение кредитно-модульной системы, замена процедуры лицензирования на уведомительный порядок начала образовательной деятельности и другие. “Надо более четко прописать принцип академических свобод университетов”, — особо подчеркнул Виктор Садовничий. Он призвал ректоров организовать широкое обсуждение предложенных президиумом тезисов и представить его результаты в РСР к 24 января.
Завершило первую часть заседания выступление министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко. Отметив, что перед образовательным сообществом стоит непростая задача, глава Минобрнауки предупредил: “Закон об образовании, если он не чисто популистский, это закон, который никогда не будет принят “на ура”. Министр пояснил свой вывод, указав на наличие конфликтных интересов и запросов к образованию в обществе, удовлетворить которые было бы трудно даже в стране с развитой экономикой.
Карта возможностей
Разговор о программах развития вузов Виктор Садовничий начал с анализа потенциала уже существующих — их порядка 200. По словам президента РСР, они носят комплексный характер и, как правило, согласованы с задачами региона, в котором находится вуз, направлены на формирование устойчивых связей с бизнесом, содержат элементы механизмов наращивания сетевого взаимодействия, однако нередко отражают стремление учебного заведения к излишней самодостаточности. Это, по мнению Виктора Садовничего, существенно ослабляет возможности всей системы в плане подготовки надежных специалистов и молодых ученых. Необходимо возрождать практику обмена аспирантами, стажерами, магистрами, открывать перспективным старшекурсникам пути к лучшим научным школам.
Согласно приведенным в докладе данным, сегодня только три вуза участвуют в качестве соисполнителей в госпрограммах: Санкт-Петербургский госуниверситет, МГУ им. М.В.Ломоносова и Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Они задействованы в двух направлениях, предусмотренных программами: “Новое качество жизни” и “Инновационное развитие и модернизация экономики”. Президент РСР считает, что помимо этих двух вузы также могли бы участвовать в госпрограммах по направлениям “Обеспечение национальной безопасности”, “Сбалансированное региональное развитие” и “Эффективное государство”.
Университетам необходимо определить точки роста и возможности для их реализации в рамках государственных программ, выявить ниши своего участия и привести в соответствие с ними планы развития, активизировать межвузовское взаимодействие. Успешный опыт сетевого сотрудничества, включая решение конкретных прикладных задач, есть — это, к примеру, созданный в 2008 году суперкомпьютерный консорциум университетов РФ, в состав которого входят более 40 вузов и институтов РАН.
В своем докладе Виктор Садовничий упомянул несколько программ развития вузов, признанных успешными. В их числе и программа, принятая в Московском автомобильно-дорожном институте. Среди предусмотренных в ней проектов — транспортное обеспечение Олимпиады в Сочи. Были также отмечены программы развития Пятигорского госуниверситета, Пятигорского государственного лингвистического университета и Кабардино-Балкарского госуниверситета им. Х.М.Бербекова — вузов, на которые ложится ответственная миссия по созданию основы научно-образовательного комплекса развития Северо-Кавказского федерального округа. Виктор Садовничий сообщил, что вскоре на сайте РСР будет размещена матрица карты участия университетов в процессах модернизации образования. Ректорам было предложено подключиться к формированию этого интерактивного стратегического документа и обсудить его в ходе очередного заседания союза.
Отдельный пункт доклада был посвящен оценке программ статусных вузов. Анализ показал, что основной акцент в их структуре сделан на развитие образования и науки, несколько меньше внимания уделено инфраструктуре, кадровому потенциалу и внешним связям. Президент РСР с сожалением отметил, что университеты редко отражают в своих программах намерение усилить те направления научной и образовательной деятельности, которые связаны с такими перспективными отраслями, как биомедицина и энергетика. Практически не предусматривается развитие гуманитарных научных дисциплин, в то время как от достижений в этой области, по мнению президента РСР и ряда его коллег, выступивших на заседании, зависит будущее всей отечественной науки. Главный редактор журнала “Эксперт” Валерий Фадеев подчеркнул, что для построения выверенной стратегии развития страны необходим ее научно спрогнозизованный образ. Академик Александр Чубарьян предложил к январскому съезду ректоров подготовить проект концептуальной сетевой программы развития гуманитарного знания.
Контент в тему
В ближайшее время может стать реальностью создание настоящей интеллектуальной инфраструктуры всех модернизационных процессов и задач с участием вузовских библиотек. Об этом сообщил на заседании РСР полномочный представитель Правительства РФ в Госдуме РФ Андрей Логинов. Общественный комитет содействия развитию библиотек России реализует проект по модернизации всей библиотечной системы страны, включающей порядка 130 тысяч учреждений. Их адаптация к условиям современной информационной среды будет осуществляться посредством создания “Национального библиотечного ресурса” — автономной некоммерческой организации, имеющей право заключать договоры на оцифровку изданий с неограниченным кругом авторов по всем необходимым темам, с условием, что библиотеки получают право на две копии авторского произведения, одна из которых поступает в хранилище, а другая становится доступной пользователю. После ознакомления он может заказать копию за плату, часть которой получит автор. Таким образом будет формироваться емкий электронный контент, подключиться к которому сможет каждая библиотека, заключившая договор с “Национальным библиотечным ресурсом”.
По словам Андрея Логинова, проект, нацеленный в первую очередь на создание условий для научной и образовательной деятельности, решает две важные задачи: защита авторского права и расширение доступа к источникам информации. Средств вузовских библиотек никогда не хватило бы на оцифровку всего необходимого материала, в то время как участие в создаваемой системе требует затрат только на подключение и оплату интернет-трафика. Как сообщил представитель правительства, уже заключены первые несколько сотен договоров с авторами, а сотрудничество с вузами в рамках проекта начнется с факультетов Московского государственного университета. Виктор Садовничий, в свою очередь, пообещал “Национальному библиотечному ресурсу” содействие со стороны РСР и информационную поддержку на сайте МГУ.

Татьяна Возовикова
Фото Андрея МОИСЕЕВА

Нет комментариев