Не попасть поодиночке. К мировым рейтингам вузам лучше идти вместе.

В Екатеринбурге завершилась проектная сессия, посвященная повышению конкурентоспособности российского высшего образования. Представители 16 университетов со всей России искали пути вхождения вузов в международные академические рейтинги. В работе проектной сессии также приняли участие руководитель подразделения QS Intelligence Unit Бен Саутер, вице-президент Международной обсерватории по академическому ранжированию и превосходству (IREG) Вальдемар Сивински, директор по маркетингу в Центральной и Восточной Европе компании QS Зоя Зайцева, первый проректор Казахского национального университета им. аль-Фараби Мухамбеткали Буркитбаева. Встречу российских и международных экспертов в области образования организовал Уральский федеральный университет совместно с Министерством образования и науки РФ, Ассоциацией ведущих университетов России и НИУ “Высшая школа экономики”.
Качественные изменения нашей высшей школе необходимы. К ним подталкивают и мировые тенденции современного образования. Зоя Зайцева, чей доклад был посвящен рассмотрению механизмов продвижения российских университетов в мировых рейтингах, в числе главных задач России назвала, во-первых, усиление привлекательности страны как места для обучения и исследований; во-вторых, выпуск молодых профессионалов и ученых, способных конкурировать на мировом уровне. Ситуация на рынке международного образования в последнее десятилетие изменилась. По данным ОЕСD (2010 год), с 2000 по 2008 год доля США как наиболее популярной страны для обучения упала с 26 до 19%. При этом доля иностранных студентов, обучающихся в китайских университетах, наоборот, возросла с 52 000 человек в 2000 году до 240 000 человек в 2009-м (по данным “The Hindu”).
Ориентир для России был обозначен в майском указе Президента РФ: к 2020 году в сотню лучших в мире вузов должны входить пять российских. Обретение ведущими научными школами Уральского федерального университета высокого статуса международных исследовательских центров — одна из целей, которую ставит перед собой УрФУ. Об этом говорил в своем выступлении ректор Виктор Кокшаров, представляя разработанную в Уральском федеральном университете дорожную карту повышения международной конкурентоспособности вуза. В ней прописаны реальные шаги для попадания УрФУ сначала в топ-200, а потом и в топ-100 к 2020 году.
После работы в экспертных группах представители ведущих вузов страны рассказали о своих наиболее успешных академических практиках. Выяснилось, что все университеты в своем стремлении продвинуться по ступеням рейтинга используют похожие алгоритмы и наработки — различаются лишь усилия, которые прилагают вузы по тем или иным направлениям. Одни более сильны в интернационализации: они разрабатывают собственные уникальные программы на иностранных языках, количество иностранных студентов и преподавателей там постоянно растет. У других выше академическая репутация — к ним охотнее приезжают видные ученые России и мира. Большую работу проводят вузы для повышения публикационной активности и цитируемости своих сотрудников — ведь чем выше эти показатели, тем авторитетнее не только ученый, чьи труды цитируют, но и учебное заведение, где он работает. Некоторые университеты уже давно ввели поощрение за публикации в цитируемых изданиях. Так, в УрФУ ученый может получать
40 000 рублей в квартал за каждую публикацию. В Санкт-Петербургском НИУ информационных технологий, механики и оптики, рассказала начальник отдела стратегического планирования и развития вуза Екатерина Михайлова, где система стимулирования публикационной активности в международных научных изданиях уже доказала свою эффективность, обнаружилось, что далеко не все преподаватели умеют работать в Scopus и Web of Science. И в вузе организовали серию специальных обучающих семинаров для сотрудников.
Как отметила директор программы развития НИУ ВШЭ Ирина Карелина, “рейтинги все ругают, но их все ждут”. По ее мнению, в последние годы у российских университетов появилось понимание того, что вхождение в международные рейтинги сродни попаданию в элитарный клуб авторитетных мировых университетов. Опыт других стран, по ее словам, показывает, что на этом пути российским университетам требуются согласованные действия, поэтому подобные встречи российских и зарубежных экспертов крайне важны.
Участники сессии выработали рекомендации для Минобрнауки РФ по созданию инструментов повышения конкурентоспособности российских университетов. Как заверил замминистра Александр Повалко, эти предложения обязательно будут приняты ведомством к рассмотрению. Возможно, они лягут в основу новых мер государственной поддержки образовательных учреждений.

По материалам сайта http://urfu.ru

Нет комментариев