Окно открыто. Вуз предложил свою систему быстрого тестирования.

Регулярный тестовый контроль всех студентов по всем учебным дисциплинам три раза в семестр и плюс еще итоговый контроль — это одна большая головная боль. Причем все надо провести “без купюроприемника”, то есть без возможности коррупции. Как сделать, чтобы преподаватель не мог повлиять на ход тестирования и на корректировку итоговой оценки?
Мы выносим за рамки этой публикации вопрос о качестве тестов — откуда их взять и что они собой представляют. Тесты должны быть у преподавателя в учебно-методическом комплексе. Вопрос в другом: как в любом учебном заведении реализовать тестирование при ограниченном количестве компьютеров и ограниченном времени на его проведение? В большинстве вузов рубежное тестирование чаще всего проводят по старинке: студенты, отвечая на вопросы, водят ручками по бумаге. Процесс получается длительным, и к тому же реализовать балльно-рейтинговую систему (БРС) в этом случае трудно, так как все приходится делать вручную. Другой вариант — остановить учебный процесс и все компьютерные классы отдать под тестирование. Причем не на один день.
Теперь перейдем к нашему опыту — опыту Казанского национального исследовательского университета КНИТУ-КАИ им. А.Н.Туполева. У нас функционируют две системы: Black Board (ВВ), продукт Соединенных Штатов Америки, и eLearning Server 4G (Гиперметод IBS) — российский продукт. Первый позиционируется как основа единой образовательной среды (ЕОС) университета, в том числе как учебный сервер для электронных образовательных ресурсов, второй — как единый центр тестирования всего университета, используемый в основном для итогового тестирования. Хотя по функциям оба сервера перекрывают возможности на 90%. Причем надо заметить, что каждый из программных продуктов установлен на своем сервере, то есть аппаратно они разделены. Что же это нам дало дополнительно?
1. Преподаватель выкладывает учебный материал на ВВ, управляет учебным процессом, наполняет сервер контентом, тестирует по разделам, по каждой лекции. А рубежное и итоговое тестирование проводим на другом сервере, который недоступен для преподавателя, ведущего дисциплину. Результаты тестирования для балльно-рейтинговой системы сервер передает в деканат и самому преподавателю.
2. Предварительно каждый студент получает свой персональный логин и пароль и регистрируется в системе. Для тестирования подходит любой браузер, то есть нет необходимости в специальных программах.
3. Администратор сервера тестового центра выкладывает на сервер тесты и расписание тестирования, которое создает на основании предложений преподавателя соответствующей дисциплины.  При этом система перемешивает порядок выдачи вопросов теста, перемешивает ответы, выбирает нужное  количество вопросов из разделов и устанавливает вес каждого вопроса (веса также предварительно определяются преподавателем дисциплины, и  администратор реализует  его пожелания).
4. Администратор по согласованию с преподавателем определяет число попыток тестирования. Это право дано только администратору. Студент может проходить тестирование, находясь дома. Возможность коллективного ответа на вопросы исключена из-за ограничения времени — на весь тест в целом и на каждый вопрос в отдельности. По расписанию студент получает “окно” — время, необходимое для сдачи теста. Оно одинаково для всех. Если помогать соседу, то сам не сдашь. А повторная сдача возможна только в компьютерных классах университета. Если нет дома компьютера или нет доступа в Интернет, что сегодня большая редкость, то можно сдавать тестирование в университетских аудиториях.
5. Дополнительно эти тесты выкладываются в открытый доступ на сервере университета. При общем количестве вопросов более сотни за один заход студенту выдается не более пяти из них. Заходов может быть любое количество, причем вопросы могут повторяться. Студенту после прохождения теста выдается статистика: количество правильных ответов, без комментариев. Такая работа позволяет студенту провести самооценку и мотивирует более углубленное изучение учебного материала.
6. Если студент успешно сдал результирующий тест, то он вправе рассчитывать на оценку “удовлетворительно” без сдачи самого экзамена. Для получения более высоких оценок ему нужно будет все же прийти на экзамен и сдавать его преподавателю в традиционной форме. Ну, а если тест не сдан, это повод для недопуска студента на экзамен. Что делать дальше, решает само учебное заведение по принятым правилам.
7. При сдаче курсовых работ, что тоже является рубежной проверкой знаний, на учебном сервере ВВ работа автоматически проверяется на плагиат. Это достаточно затратный механизм, он требует передачи проекта или работы в электронном виде, накапливания в базе данных студенческих работ, поиск в Интернете. Но зато просматривается вполне ожидаемый результат: студенческие курсовые не будут готовиться простым списыванием или скачиванием материалов из интернет-ресурсов.
8. Еще один аспект такого подхода: работодатель может посмотреть итоги всех тестирований выпускника — претендента на место инженера. Иными словами, появляется портфолио достижений студента, что должно мотивировать его к качественному прохождению учебного процесса.
Описанная система применялась в течение двух лет при тестировании студентов восьми филиалов университета. Подробный протокол экзамена позволяет увидеть кроме итогового результата также время, затраченное на каждый ответ, суммарное время, выбор ответа каждого студента на каждый вопрос из предложенных вариантов. Это делает возможным полный анализ самих тестов на предмет выявления вопросов непонятных (отвечая на которые большинство ошибается), легких (все 100% ответов правильные), а также вызвавших затруднение с ответом у большинства опрашиваемых. К следующему тестированию уже можно провести корректировку заданий и вариантов ответов. К тому же просмотр результатов тестирования, то есть анализ полного протокола, дает понять, помогали тестируемому или нет.
Весь комплекс мероприятий позволил проводить тестирование студентов в сроки и оперативно. Анализировать не только тестовый материал, но и качество учебных пособий, и работу преподавателя. Выявлять студентов, которым по тем или иным причинам требуются дополнительные занятия, или тех, кто занятия игнорирует.
Такой подход показал неплохие результаты. Наш университет открыт для всех, кто хотел бы перенять этот опыт.

Ирек САБАЕВ, Айдар ХАМЗИН

Нет комментариев