Физики не шутят. Ученые РАН встревожены открытием в МИФИ кафедры теологии.

Растет число подписей под обращением Отделения физических наук (ОФН) РАН к научному сообществу по поводу открытия кафедры теологии в Национальном исследовательском ядерном университете “МИФИ”. На момент выхода этого номера “Поиска” письмо, подготовленное по итогам заседания Бюро ОФН и опубликованное на сайте отделения, подписали уже 76 академиков, членов-корреспондентов РАН, докторов наук.
Создание кафедры теологии в ведущем ядерном вузе страны общественность встретила градом острот. Социальные сети и форумы запестрели анекдотами о “расщеплении атома с божьей помощью”, “квантово-волновой теории того света”, специальностях “физик-батюшка” и “физик-матушка”, которые будут присваиваться выпускникам.
А вот академическое сообщество шутливого тона не приняло. В обращении Отделения физических наук говорится, что “появление в государственном вузе кафедры теологии под руководством православного священника находится в прямом противоречии с Конституцией России и здравым смыслом”.
Ученые отвергают стандартное объяснение, что такого рода структур в западных научно-образовательных центрах пруд пруди. “В других странах аналогичные кафедры существуют или в частных университетах, или как дань многовековой традиции, поскольку средневековые университеты изначально были созданы для подготовки служителей культа, — пишут они. — Появление такой структуры в современном политехническом вузе, который был создан в 1942 году, противоречит мировой практике и является нелепым. Ядерная безопасность не может быть обеспечена с помощью теологии, а ядерные технологии требуют не веры, а сугубо научного подхода, воспитание которого есть важнейшая задача высшей школы”.
Не приняли академики и другой растиражированной прессой мотивировки решения ректора МИФИ — дескать, богословские знания будут способствовать всестороннему развитию будущих физиков. “Вопросы гуманитарного образования студентов позволяют достаточно успешно решать существующие кафедры философии и социологии”, — заявлено в обращении.
Закрытия кафедры теологии ученые не требуют, понимая, что вуз — самостоятельная структура и повлиять на решение его руководства можно только путем убеждения. Сбор подписей под обращением физиков РАН продолжается.