Среда выше среднего. Университет раздвигает границы возможностей.

Сегодня инвалидов принято называть корректно — люди с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). У студентки Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ) Елизаветы Гордеевой, инвалида с детства, возник резонный вопрос: а что, бывают люди с безграничными возможностями? Действительно ведь, граница у каждого своя. Можно, конечно, сказать, что не стоит цепляться к словам. Но дело ведь не в словах, а в отношении — к себе, к миру, к своему месту в этом мире. Людям с ОВЗ гораздо сложнее, чем кому-либо еще, его найти. МГППУ помогает им это сделать, давая не только профессию, но и психологическую поддержку, способствующую развитию зрелой и здоровой личности.
В 2012 году Россия ратифицировала “Конвенцию о правах инвалидов”. Создание условий для интеграции в социум этой категории граждан объявлено Президентом РФ одним из приоритетов страны. Есть соответствующий раздел и в Государственной программе развития образования города Москвы (“Столичное образование”) на среднесрочный период (2012-2016 годы). Среди приоритетов программы — образование для лиц с ОВЗ по широкому спектру специальностей с учетом индивидуальных потребностей и подготовка к последующему трудоустройству. Одним из ожидаемых результатов выполнения программы должно стать обеспечение соответствующими условиями не менее 70% государственных образовательных учреждений высшего и непрерывного дополнительного профессионального образования, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.
По заданию Департамента образования города Москвы, ответственного за выполнение программы “Столичное образование”, МГППУ, опираясь на свой опыт работы, разрабатывает методическое сопровождение обучения лиц с ОВЗ и модель их трудоустройства. О некоторых гранях этого опыта мы рассказываем сегодня.
В МГППУ сейчас учатся более 200 студентов с ОВЗ. На факультете информационных технологий они осваивают специальности “Прикладная информатика в психологии”, “Математическое обеспечение и администрирование информационных систем” и “Режиссура мультимедиа-программ”. В социально-педагогическом колледже МГППУ около 40 человек получают профессии по направлениям “Издательское дело”, “Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем”. Но больше всего студентов с ОВЗ — более сотни — учится на факультете дистанционного образования по направлению “Психология”.
— Эта программа открылась в 1999 году, — вспоминает декан факультета ДО Бронюс Айсмонтас. — Поначалу мы могли принять студентов лишь на коммерческой основе. В то время уже многие люди с инвалидностью искали возможность получить высшее образование. Увидев на сайте института информацию об этой программе, родители звонили, интересовались, как поступить “на бюджет”. Узнавая, что никак, начинали звонить в Московскую городскую Думу с тем же вопросом. Из Думы перезванивали нам: “А почему нет бюджетного приема?” Но ведь не мы это определяем! В конце концов, депутаты написали запрос в Департамент образования города Москвы. И в 2006 году нам дали бюджетные места. Сначала всего десять. Но вскоре мы стали принимать 25 человек ежегодно.
Сейчас на всех курсах факультета учатся 96 студентов. Из них больше половины — с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе и “колясочники”. Одни — инвалиды с детства. Другие стали “лицами с ОВЗ” уже будучи взрослыми, в результате спортивных травм, болезней, автомобильных катастроф. Обучение в обычной дневной форме многим из них не по силам — приезжать каждый день в университет они не могут. Дистанционное образование для таких людей — выход. В буквальном смысле выход — в деятельную осмысленную жизнь.
Но в МГППУ вариант ДО, по определению декана, нетипичный. Учить по классической схеме (две недели установочных лекций в начале семестра и две недели в конце), считает он, неэффективно. И заочная форма на этом факультете, по существу, стала вечерней. Занятия каждый день с шести до девяти, кто может — приезжает. Для тех, кто не может, организуется трансляция по Интернету — каждый вечер два-три занятия. Живое общение с преподавателем и сокурсниками очень важно, особенно для будущих психологов. Людям с инвалидностью, как правило, не хватает общения, поэтому в МГППУ разработали специальную программу, и теперь на экране монитора студент видит не только преподавателя, но и своих сокурсников. В такой форме проходят семинары, конференции и даже телемосты с зарубежными специалистами.
 Специфика обучения в том, что студенты получают электронные учебники и пособия (на DVD и в обычном, бумажном виде) до занятий. По всем учебным дисциплинам. Видеокурсы лекций, видеопособия по психодиагностическим, профконсультационным и коррекционно-развивающим методикам, методические, информационно-справочные, интерактивные тестовые (для самопроверки) и другие материалы. Даже то, что понадобится на занятии 1 сентября, выдают студентам в конце июня — чтобы успели ознакомиться. Благодаря этому в аудиториях преподаватели не начитывают лекции с нуля, а отвечают на вопросы. Самостоятельная работа студента ставится во главу угла. Преподаватель — не лектор, а “помощник по развитию”. Кроме того, студент — “заказчик” своего образования: обучение осуществляется по индивидуальным планам. “Если человек берет ответственность за свое образование, он берет ответственность за свою жизнь, — уверяет Б.Айсмонтас. — Мы не фанатики ни традиционного очного, ни дистанционного заочного обучения. К сильным сторонам традиционной схемы мы добавили преимущества информационно-коммуникационных технологий”.
Однако просто обучения для этой категории студентов недостаточно. Необходимо думать о том, где они будут работать после окончания университета. Известны трагичные случаи, когда люди с инвалидностью, получив высшее образование и не найдя места работы, не видя профессиональных перспектив, отчаявшись, добровольно уходили из жизни.
В МГППУ разрабатывается модель, в которой профориентация и последующее трудоустройство взаимосвязаны и нацелены на активизацию внутренних ресурсов личности. Чтобы заинтересовать работодателя, специалист с ОВЗ должен быть очень ярким человеком, гораздо более интересным, чем обычный выпускник дневного отделения. Как показала практика, людям с ОВЗ нельзя дать качественное образование, не решая при этом целый комплекс других вопросов. Согласно исследованиям, у многих из них занижена самооценка и преобладают страхи перед учебными трудностями, большинство не уверены в профессиональном будущем.
— У немалой части абитуриентов, пришедших учиться на наш факультет, к сожалению, превалирует мотивация избегания неудачи, — говорит Б.Айсмонтас. — Это не случайно, конечно: как правило, в школе, а особенно при надомном обучении, к ним предъявлялись заниженные требования. Кроме того, проявление их активности и самостоятельности нередко тормозилось гиперопекой родителей. В результате дети приходят учиться в вуз, ожидая и тут встретить снисходительное отношение к себе, а это очень мешает. И еще одно обстоятельство. Наши студенты готовятся стать психологами, иными словами —  специалистами по успеху других людей. Но прежде им необходимо научиться помогать себе, только тогда они смогут помочь другим.
Изучая психологию, эти ребята находят решение многих собственных проблем. То есть это образование для людей с ограниченными возможностями здоровья само по себе становится важной частью их комплексной реабилитации. Но есть и другие части. На факультете дистанционного обучения в последние годы интенсивно разрабатывается комплексная программа психолого-педагогического сопровождения студентов с ОВЗ.
Прежде всего, целая серия пропедевтических курсов знакомит первокурсников с особенностями дистанционного обучения, помогает сориентироваться в учебном процессе, освоить новые информационно-коммуникационные технологии, которые будут применяться в их обучении. Большое внимание уделяется проблемам тайм-менеджмента.
Для студентов с ОВЗ два раза в год организуются выездные психологические тренинги и семинары на базе санаторно-лесной школы №7. Там ребята не только проходят тренинги личностного роста и развития коммуникативных навыков, встречаются с теоретиками и практиками психологии, но и общаются между собой и даже организуют авторские мастер-классы. Часто вместе с детьми выезжают родители — для них разрабатывается отдельная программа, включающая лекции и консультации, индивидуальные и групповые, по детско-родительским отношениям, по различным аспектам обучения на факультете. Аналогичные тренинги проводятся и по выходным в университете.
Вообще, работа с родителями — отдельная тема. Многие из них сами нуждаются в психологической помощи и поддержке. К тому же помощь семьи играет неоценимую роль при адаптации детей к обучению. На факультете организуются родительские встречи с участием психолога и куратора. Обсуждаются проблемы, идет обмен опытом, совместными усилиями решаются орг­вопросы.
Более быстрому включению студентов в жизнь факультета, сплочению студенческого коллектива, смягчению трудностей адаптации в вузе служат социальные проекты “Волонтеры”, “Студенческий киноклуб” и другие. Деканат факультета предложил также самим студентам реализовывать проекты, значимые как в личном плане, так и в социальном. Например, проект “Абитуриент”. Многие школьники с ОВЗ не знают о вузовских программах, на которых они могли бы учиться, им нужна помощь в профориентации. Группа студентов факультета работает над программой презентации факультетской программы обучения студентов с ОВЗ (приобретая при этом организационные и коммуникативные навыки). Еще один проект — “Наш досуг”: сами студенты проявляют инициативу, определяют программу культурных мероприятий и даже готовят экскурсии.
Такие поездки имеют огромное значение для социокультурной реабилитации студентов с ОВЗ. Так, этой весной второкурсник Олег Комолов (“колясочник”) предложил социальный проект “Познаем свой край”. В его рамках прошли экскурсии в Новодевичий монастырь, в Архангельское, в Калугу, в Санкт-Петербург.
Казалось бы — что такого? Но для студентов с ОВЗ такие выезды — настоящие “университеты”. Совместное преодоление барьеров среды при передвижении на колясках, активное общение друг с другом повышают их уверенность в своих силах и вместе с тем учат самостоятельности и самоорганизации. Даже самый несамостоятельный “колясочник”, практически всю жизнь проживший под маминым крылом, видя, как справляется с трудностями однокурсник с теми же проблемами здоровья, становится более независимым.
Первый из основополагающих принципов организации обучения всех студентов на этом факультете: “равный помогает равному”. Студент — студенту, инвалид — инвалиду, родитель – родителю, преподаватель — преподавателю. Принцип второй: “помогая другим, помогаешь себе”. В будущем многие из этих ребят видят себя практикующими психологами, помогающими людям с ограниченными возможностями здоровья. И можно быть уверенным — у них это получится.
Только факт
В июне 2010 года на 7-й Московской международной выставке и конференции по электронному обу­чению “ElearnExpo 2010” МГППУ, который был представлен факультетом образования, получил главный приз в номинации “За лучшее решение e-Learning в вузах и учебных центрах”.

Наталия БУЛГАКОВА
Фото предоставлено МГППУ

Нет комментариев