Поиск - новости науки и техники

При своем мнении. У детей и родителей разные представления о столичных вузах.

В Государственной программе “Развитие образования города Москвы (“Столичное образование”)” на среднесрочный период (2012-2016 годы) студенчество определяется как “двигатель” развития столицы. Ставятся задачи активизации потенциала студентов московских вузов, обеспечения их высокой профессиональной квалификации, предоставления возможностей трудоустройства…
Как непосредственные потребители образовательных услуг студенты способны оценить их “изнутри”. Оценки их весьма значимы для реализации государственной политики, направленной на повышение качества высшего образования, так как позволяют получить представление о состоянии этой сферы и существующих в ней проб-лемах.
Исследование, проведенное Московским государственным лингвистическим университетом показало, что столичные студенты имеют сформировавшееся мнение об уровне качества образования в своем вузе (только менее 1% опрошенных затруднились с ответом) и в целом оценивают его как отличное или хорошее (в сумме 85,6% опрошенных). Никто из них не оценил качество образования в своем вузе как неудовлетворительное. Данная высокая оценка согласуется с мнением большинства опрошенных студентов, что в их вузе есть возможность получить качественное высшее образование (в сумме 90,2% “определенно согласны” или “скорее, согласны” с этим утверждением). Возможность получения качественного высшего образования оценивается выше, чем вероятность предоставления услуг дополнительного образования или помощь в трудоустройстве по специальности после окончания вуза. Иными словами, по мнению столичных студентов, система высшего образования наиболее эффективно выполняет функцию обеспечения высокого образовательного уровня. Для значительной части студентов характерен запрос именно на обеспечение качественного образования (в сумме 96,4% студентов данная услуга “определенно востребована” или “скорее, востребована”). В данной сфере потребности студентов как потребителей образовательных услуг совпадают с возможностями и эффективностью реального функционирования системы высшего образования.
Для такой услуги, как получение помощи в трудоустройстве по специальности, характерен разрыв между потребностями студентов и реальностью, то есть тем, насколько столичные вузы помогают им трудоустроиться. Так, в сумме для 75,4% студентов получение помощи в трудоустройстве “определенно востребовано” или “скорее, востребовано”, в то время как только 43% студентов считают, что в их вузе “скорее, есть возможность” или “определенно есть возможность” пользоваться данной услугой. Отметим, что в рамках программы “Столичное образование” одним из приоритетных направлений является создание механизмов мониторинга и поддержки закрепления и профессионального обустройства выпускников в Москве. Результаты проведенного исследования показывают, что эти меры способствуют решению существующих проблем и отвечают потребностям студентов столичных вузов.
Наибольший вклад в высокую оценку качества образования в целом внесли высокие оценки таких его составляющих, как реализуемые образовательные программы. Как отличное или хорошее оценили их качество в общей сложности 84% студентов, используемые методы обучения – 77,1%. Самый большой разброс мнений отмечен в оценке студентами образовательной деятельности в сфере международного сотрудничества и по развитию мотивации к работе. Здесь же фиксируется наибольшая доля неудовлетворительных оценок.
Среди составляющих образовательного процесса наиболее позитивно оценивается обеспеченность студентов материально-техническими и информационными ресурсами (в сумме по каждому из показателей более 90%). Оценка обеспеченности вузов социальной инфраструктурой неоднозначна, что объясняется разным уровнем развития этой сферы в разных учебных заведениях. По мнению студентов, в столичных вузах наиболее развита деятельность по использованию информационных технологий, а также регулярные занятия физической культурой и спортом, в меньшей степени представлена работа, связанная с укреплением взаимопонимания и дружбы, а также организованные мероприятия с использованием культурных ресурсов Москвы.
Оценка квалификации педагогических кадров может быть охарактеризована как весьма высокая: всего 0,9% опрошенных студентов оценили квалификацию преподавателей как “в значительной степени низкую” и только менее 2% затруднились ответить на вопрос.
Среди показателей качества образования как результата учебного процесса наиболее позитивно оценивается формирующийся в результате кругозор, уровень интеллектуального развития и т.д. Так, в сумме 96,4% опрошенных студентов “согласны” или “скорее, согласны” с тем, что образование, полученное в их вузе, позволяет повысить свой уровень. Оценка остальных составляющих качества образования вызвала больше затруднений и противоречивых мнений. В наибольшей степени студенты сомневаются в том, что обучение в их вузе позволяет найти высокооплачиваемую работу и сделать карьеру. Вместе с тем они в достаточной степени уверены в том, что полученное ими высшее образование может обеспечить жизненный успех в целом.
Можно сделать вывод: у столичных студентов есть обобщенное представление о том, какие преимущества и результаты дает образование, полученное в их вузе, но оно в меньшей степени связывается с конкретными результатами образования, такими как продолжение карьеры или учебы за рубежом, получение высокооплачиваемой работы, соответствующей требованиям российских работодателей.
Оценка студентами преимуществ высшего образования в московских вузах (обобщенные представления о развитии кругозора и жизненном успехе в целом) не вполне соответствует требованиям, предъявляемым к системе образования их родителями. Требования представителей старшего поколения, прежде всего, “привязаны” к профессиональной деятельности выпускников вузов. Они в первую очередь ждут формирования у их детей узких профессиональных навыков. Есть и другие расхождения во мнениях. Например, значительная часть родителей считает, что многие учащиеся московских вузов имеют слабую общеобразовательную подготовку, что противоречит оценке большинством студентов изучаемого материала как полностью или в основном понятного.
Исследование подтвердило необходимость и своевременность запланированных программой “Столичное образование” мер, направленных на повышение качества высшего профессионального образования, обеспечение перспективных потребностей экономики Москвы в высококвалифицированных специалистах. Эти меры тесно связаны с выявленными проблемами и могут стать эффективным средством их разрешения.

Ольга Шаева

Нет комментариев