Вступление и наказание? Чем грозит нашему образованию членство России в ВТО.

В прошлом году Россия, как известно, вступила во Всемирную торговую организацию, что не может не повлиять на дальнейшее развитие нашей системы образования. Об этом шла речь на Международной научной школе “Новые задачи инженерного образования для нефтегазохимического комплекса в условиях членства России в ВТО”, прошедшей недавно в Казанском национальном исследовательском технологическом университете. Форум собрал около 420 представителей вузовского сообщества, власти, работодателей из России, США, Германии, ОАЭ, Австрии, Украины, Казахстана.
Организаторами школы выступили Национальный фонд подготовки кадров, Российский мониторинговый комитет IGIP (Международного общества по инженерному образованию), Минобрнауки. Активное участие в проведении мероприятий приняли представители Американского общества по инженерному образованию ASEE, Глобального совета деканов GEDS, Университета Пердью (США) и Университета Вупперталя (Германия).
О том, как может повлиять на нашу высшую школу членство в ВТО, проинформировал профессор В.Сенашенко из Российского университета дружбы народов. Вступление во Всемирную торговую организацию так или иначе скажется на экспорте и импорте образовательных услуг. Косвенно повлиять на эту сферу может также трансформация отраслей экономики: их развитие и упадок повлияют на структуру высшего образования. Обрисовал докладчик и потенциальные угрозы:
неадекватное развитие рыночных отношений в образовании, доминирование международных правил инвестирования и отношений собственности, вытеснение русского языка, усиление физического и виртуального оттока кадров, вторжение на наш рынок зарубежных “игроков” и даже потеря государственного контроля над системой образования. Как считает докладчик, для защиты нашего рынка нужно очень требовательно подходить к иностранным поставщикам образовательных услуг.
По мнению президента Российской ассоциации международного права, руководителя Центра сравнительно-правовых исследований Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ А.Капустина, все не так страшно. Самое главное — Генеральное соглашение по торговле услугами не ограничивает “национальный режим” предоставления услуг в области высшего образования. Россия не приняла на себя обязательств в части коммерческого присутствия иностранных агентов сферы высшего образования. Для других уровней образования доступ на образовательный рынок РФ возможен только в форме российского юридического лица — некоммерческой организации.
Наша страна получила 10 лет на трансформацию национального законодательства в сфере образования. Однако многие вопросы, такие как прием на работу в образовательные учреждения иностранных специалистов, защита обучающихся от некачественного открытого образования, контроль за деятельностью иностранных представительств и филиалов, требуют незамедлительного реагирования.
Семинар с участием экспертов Федерального центра образовательного законодательства показал, что необходимо готовить специалистов по ВТО для высшей школы, шире информировать россиян о возможностях получения качественного образования за рубежом, в России у зарубежных агентов, о рисках и трудностях, с этим связанных.
На встрече отмечалось, что отношение к вступлению страны в ВТО у нас во многом сходно с реакцией на подписание ею Болонской декларации. Эксперты считают, что негативные последствия этих процессов для системы высшего образования преувеличиваются. В тех областях, где качество образования в России высокое, опасаться надо скорее зарубежным вузам, а в тех, где мы реально отстаем, это событие  станет еще одним стимулом для совершенствования образовательных технологий. Изучение правил ВТО должно стать нормой для ведущих университетов, активно развивающих академическую мобильность, готовых поставлять образовательные услуги на международный рынок и использовать мировой научно-педагогический потенциал.

Алла КАЙБИЯЙНЕН
Фото предоставлено
пресс-службой КНИТУ

Нет комментариев