Соединяет лед и пламя

Найденный недавно марсианский метеорит оказался уникальным по составу, в частности, в нем больше воды, чем в остальных известных на сегодняшний день подобных телах. Об этом сообщает Science News.Метеорит, обозначаемый как NWA (Северо-Западная Африка) 7034, образовался около 2 миллиардов лет назад в так называемую “амазонскую эпоху” Марса. Эта эпоха характеризуется образованием лавовых полей, а название получила по одному из таких марсианских полей — Амазонской равнине. Химический состав метеорита близок составу грунта в этом районе Красной планеты. Результаты исследования небесного камня, найденного в 2011 году в марокканской пустыне, представлены в первом в наступившем году номере журнала Science (January 3, 2013). “Этот новый метеорит имеет больше сходства с корой Марса, чем все изученные до сих пор”, — поясняет в комментарии для Science News планетолог из Университета Нью-Мексико в Альбукерке (University of New Mexico in Albuquerque) Карл Аги (Carl Agee), ведущий автор публикации. По мнению исследователей, метеорит NWA7034 особенно близок породам марсианского грунта в кратере Гусева, который изучался марсоходом Spirit и орбитальными аппаратами. Прочие марсианские метеориты имели с этой частью марсианской поверхности меньше сходства и происходили, по-видимому, либо из других областей, либо с большей глубины. Исходя из возраста метеорита ученые предполагают, что его порода является своего рода связующим звеном между древним теплым влажным Марсом и нынешним холодным и безводным. В настоящее время учеными идентифицированы 110 марсианских метеоритов, и все они за исключением одного классифицируются либо как шерготиты, либо как нахлиты, либо как шассиньиты — названия даны по местности обнаружения небесных камней. Метеорит NWA7034 представляет собой новый класс. Как показал химический анализ, его порода образовалась при вулканическом извержении. Такое впечатление, что разлетевшиеся куски лавы вновь соединились друг с другом, реагируя при этом с водой. Количество воды в изученном образце — 6000 частей на миллион, что на порядок больше, чем во многих известных метеоритах разных классов. Ученые предполагают, что вода могла попасть в образующуюся вулканическую породу из вечной марсианской мерзлоты, когда при извержении расплавился лед, хотя не исключают и того, что к моменту образования породы на Марсе еще была жидкая вода. Для измерения водной составляющей ученые постепенно нагревали образец. При нагреве в вакууме измерялись различные формы водорода в возникающих при этом водяных парах. Так исследователи убедились в том, что вода имеет марсианское происхождение, а не попала в породу после падения метеорита на Землю.