Физические связи. Факультет приехал в гости к декану.

Директор НИЦ “Курчатовский институт” член-корреспондент РАН Михаил Ковальчук, назначенный деканом физического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, явно не собирается руководить еще одним вверенным ему коллективом “по удаленке”. После нескольких встреч с преподавателями на факультете в Петергофе он пригласил заведующих всеми 20 кафедрами, а также институтами физфака в Москву, в НИЦ КИ, — посмотреть, как делается реальная физика, и себя показать.
К делегации присоединились и соседи физиков по Петергофу — декан химического факультета СПбГУ Ирина Балова и девять студентов, не только с физфака. Тридцать шестым в компании оказался корреспондент “Поиска”, которому питерцы в пути рассказали о том, чего они ждут от поездки.
Главные ожидания были связаны с возможностью координации исследований. Так, на кафедре оптики СПбГУ имеется собственный сферический токамак, о чем с гордостью сообщили ее заведующий Николай Тимофеев и директор института оптики и спектроскопии физфака Владимир Сухомлинов. Все знают, что НИЦ КИ активно вовлечен в создание экспериментального термоядерного реактора ИТЭР на юге Франции. Но технологические проблемы больших токамаков присущи и малым!
Заведующий кафедрой физики Земли Владимир Троян чуть со счета не сбился, называя точки пересечения интересов вуза и научного центра в области ядерной, теоретической физики, твердотельной электроники и, конечно, самой близкой ему физики Земли и атмосферы. Совместные проекты НИЦ КИ, университета, Института кристаллографии РАН с немецкими партнерами по изучению и применению синхротронного излучения показали, насколько перспективной может быть эта кооперация и по другим линиям физического спектра.
Наконец, Курчатовский институт — превосходная база для выполнения магистерских работ, кандидатских диссертаций питомцами физфака. Магистрант кафедры статистической физики Глеб Довженко справедливо утверждал, что для начала каждый уважающий себя физик должен побывать в этом легендарном месте, а лично его как теоретика привлекают сразу несколько установок, к которым можно применить схожие методы описания.
Забегая вперед, скажем: большинство ожиданий оправдалось. Почему не все?
По той простой причине, что за день осмотреть арсенал одного из ведущих ядерно-физических центров мира, только “курчатовская” часть которого раскинулась на 106 гектарах, немыслимо. Но и увиденного (знаменитый синхротрон, токамак Т-10, “белковая фабрика”, комплекс ядерной медицины…) вполне хватило, чтобы оценить широту и напор двух мощных, то и дело сливающихся — в духе продвигаемой директором НИЦ КИ конвергенции наук, потоков исследований, имя которым: энергетика и нано-, био-, инфо-, когнитивные технологии.
А еще питерские универсанты смогли буквально прикоснуться к истории отечественной физики, осмотрев в институтском музее типичный “кабинет ученого” послевоенных лет, составленный из вещей академиков Курчатова, Александрова, Кикоина, Арцимовича. Или потрогав руками графитовый отражатель реактора Ф-1, на котором в конце 1946 года была получена первая на евразийском континенте цепная реакция (он до сих пор используется как калибровочный), и заглянув в подаренный Курчатову моряками-подводниками перископ для наблюдения за перемещением стержней.
Воздав должное курчатовскому суперкомпьютеру (второй в стране по загрузке; с пуском комплекса Тир-1 значительно расширит свои возможности по сбору, обработке и хранению данных экспериментов на Большом адронном коллайдере), гости тут же отмечали: мол, университетский вычислительный центр в Петергофе поменьше, но тоже на высоком уровне. В лаборатории микроскопии цепко “ухватились” за картинку с изображением внутриклеточных “камней” в мозге человека — один из результатов совместных исследований НИЦ КИ с Институтом морфологии РАН, развернули предметную дискуссию и практично попросили “ссылочку”.
Как старые знакомые, встретились начальник лаборатории полимерных материалов НИЦ КИ Сергей Чвалун и заведующий кафедрой физики полимеров СПбГУ Евгений Рюмцев. Разработки лаборатории служат наглядным примером конвергенции: определение состава биосовместимых штифтов для хирургических операций — химия, электроформование матриксов для выращивания клеточных структур — физика, создание этих структур, скажем, для замещения кожного покрова или кровеносных сосудов — биология, клинические испытания искусственных органов и тканей — медицина, встраивание в природоподобные материалы модифицирующих, лекарственных добавок — нанобиотехнология… Лаборатория за два года жизни поднялась с нуля до мирового признания — это уже пример эффективного использования оборудования, которого и в ресурсных центрах СПбГУ ныне предостаточно… Чвалун сумел по-хорошему удивить коллег и подвигнуть к более интенсивному сотрудничеству. В том числе ради таких прямых контактов поездка и была затеяна.
В рамках визита состоялось расширенное заседание Ученых советов НИЦ КИ и физического факультета СПбГУ, затянувшееся чуть ли не до отхода поезда. Сначала Михаил Ковальчук зачитал письмо от Совета молодых ученых физфака, полученное им по электронной почте. Основной пафос послания — надежда на то, что факультет с приходом его выпускника в качестве нового лидера подтвердит репутацию “альма-матер нобелевских лауреатов”, ведущего научно-образовательного физического центра в стране и в мире. По мнению авторов, один из которых молодой профессор (увы, редкое сочетание) кафедры квантовой механики Валерий Марачевский сидел рядом с деканом, для этого надо сделать ставку именно на амбициозную молодежь — от привлечения на факультет абитуриентов до создания системы мотивации труда молодых ученых и закрепления их в СПбГУ. Главное, что понравилось декану в этом письме, — готовность к совместной работе.
Затем, предваряя выступления заведующих кафедрами, которых представлял первый заместитель декана профессор Сергей Бурейко, Михаил Ковальчук пояснил, что ни в коем случае не ждет от них дежурных отчетов: “У нас хороший стартовый потенциал для существенного прогресса. Важно выработать совместные проекты, прежде всего на базе междисциплинарных исследований, с которыми пул ученых НИЦ КИ и физфака СПбГУ мог бы войти в Программу фундаментальных научных исследований в РФ до 2020 года, наполнив ее конкретным содержанием”.
Можно не сомневаться, что такие вот плотные контакты физиков помогут решению этой задачи.