Подсказка родителям

В начале года Минобрнауки РФ утвердило новый список литературы для внеклассного чтения. Об этом на брифинге рассказала директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобр­науки РФ Елена Низиенко. Состав перечня вызвал много обсуждений и споров в образовательном сообществе. На суд министерству было предложено 5000 произведений, а некоторые организации даже составили свои списки. Так, к примеру, Российская академия образования рекомендовала включить в перечень романы Виктора Пелевина “Generation П” и Людмилы Улицкой “Казус Кукоцкого” вместо произведений Александра Куприна и Николая Лескова. А вот члены Общественной палаты разработали список, куда вошли Захар Прилепин, Владимир Войнович и Дина Рубина. Не были забыты и классические произведения: кто-то предлагал включить “Братьев Карамазовых” Федора Достоевского, “Повесть о настоящем человеке” Бориса Полевого, “Тихий Дон” Михаила Шолохова и др.
В Интернете обсуждение проходило очень активно, в нем участвовали и родители, и учителя, и сами ученики. По возможности учитывая пожелания всех заинтересованных, Министерство образования и науки составило официальный список, ознакомиться с которым можно на сайте http://
минобрнауки.рф. Небезызвестные Виктор Пелевин, Дина Рубина и Людмила Улицкая в него не попали. Но и без них список получился очень разнообразным, отметила Елена Низиенко. В него вошли самые разные произведения: “Приключения Алисы” Кира Булычева, “Темные аллеи” Ивана Бунина, “Москва и москвичи” Владимира Гиляровского, рассказы Сергея Довлатова, “Двенадцать стульев” и “Золотой теленок” Ильи Ильфа и Евгения Петрова, “Понедельник начинается в субботу” и “Трудно быть богом” братьев Стругацких, “Земля Санникова” Владимира Обручева… А кроме того, целый ряд эпосов и былин, что объясняется, по словам Елены Низиенко, желанием показать детям разнообразие и колорит нашей страны. Ведь задача литературы — привить интерес к жизни и дать толчок к развитию.
Этот список не является “догмой”, но входящие в него труды должен прочитать каждый культурный человек, считает директор департамента Минобрнауки РФ. Изу­чать произведения рекомендуется на уроках внеклассного чтения. Учителю вместе со школьниками необходимо организовывать общую “душевную” работу, например читательский клуб. Обсуждения книг можно чередовать с просмотром фильмов. Отчитываться перед кем-то в проделанной работе преподавателям не нужно, никаких экзаменов и контрольных работ тоже не предусматривается. При особом желании учителя список можно дополнить или изменить, особенно в регионах. Официально же меняться он будет не реже одного раза в 10 лет, но если случится “бум” современных авторов, то обновлять перечь можно и чаще.
В целом, Елена Низиенко списком довольна, там есть и классика, и современные авторы. Правда, последних, по ее мнению, все-таки должно быть больше. Она также отметила, что вопреки разговорам о том, что дети сейчас ничего не читают, они все-таки читают. Недостаточно много, но и не мало. А кто, как не учитель, должен увлечь ребят литературой?

Татьяна ЧЕРНОВА

Нет комментариев