В начале года Минобрнауки РФ утвердило новый список литературы для внеклассного чтения. Об этом на брифинге рассказала директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки РФ Елена Низиенко. Состав перечня вызвал много обсуждений и споров в образовательном сообществе. На суд министерству было предложено 5000 произведений, а некоторые организации даже составили свои списки. Так, к примеру, Российская академия образования рекомендовала включить в перечень романы Виктора Пелевина “Generation П” и Людмилы Улицкой “Казус Кукоцкого” вместо произведений Александра Куприна и Николая Лескова. А вот члены Общественной палаты разработали список, куда вошли Захар Прилепин, Владимир Войнович и Дина Рубина. Не были забыты и классические произведения: кто-то предлагал включить “Братьев Карамазовых” Федора Достоевского, “Повесть о настоящем человеке” Бориса Полевого, “Тихий Дон” Михаила Шолохова и др.
В Интернете обсуждение проходило очень активно, в нем участвовали и родители, и учителя, и сами ученики. По возможности учитывая пожелания всех заинтересованных, Министерство образования и науки составило официальный список, ознакомиться с которым можно на сайте http://
минобрнауки.рф. Небезызвестные Виктор Пелевин, Дина Рубина и Людмила Улицкая в него не попали. Но и без них список получился очень разнообразным, отметила Елена Низиенко. В него вошли самые разные произведения: “Приключения Алисы” Кира Булычева, “Темные аллеи” Ивана Бунина, “Москва и москвичи” Владимира Гиляровского, рассказы Сергея Довлатова, “Двенадцать стульев” и “Золотой теленок” Ильи Ильфа и Евгения Петрова, “Понедельник начинается в субботу” и “Трудно быть богом” братьев Стругацких, “Земля Санникова” Владимира Обручева… А кроме того, целый ряд эпосов и былин, что объясняется, по словам Елены Низиенко, желанием показать детям разнообразие и колорит нашей страны. Ведь задача литературы — привить интерес к жизни и дать толчок к развитию.
Этот список не является “догмой”, но входящие в него труды должен прочитать каждый культурный человек, считает директор департамента Минобрнауки РФ. Изучать произведения рекомендуется на уроках внеклассного чтения. Учителю вместе со школьниками необходимо организовывать общую “душевную” работу, например читательский клуб. Обсуждения книг можно чередовать с просмотром фильмов. Отчитываться перед кем-то в проделанной работе преподавателям не нужно, никаких экзаменов и контрольных работ тоже не предусматривается. При особом желании учителя список можно дополнить или изменить, особенно в регионах. Официально же меняться он будет не реже одного раза в 10 лет, но если случится “бум” современных авторов, то обновлять перечь можно и чаще.
В целом, Елена Низиенко списком довольна, там есть и классика, и современные авторы. Правда, последних, по ее мнению, все-таки должно быть больше. Она также отметила, что вопреки разговорам о том, что дети сейчас ничего не читают, они все-таки читают. Недостаточно много, но и не мало. А кто, как не учитель, должен увлечь ребят литературой?
Татьяна ЧЕРНОВА
Нет комментариев