Поиск - новости науки и техники

На фоне ноосферы. Эксперты учат юных воспринимать мир как Вернадский.

В этом году исполняется 150 лет со дня рождения В.И.Вернадского.
В статье, опубликованной в прошлом номере, было показано,  насколько плодотворны и важны его идеи и принципы для построения нового образования. Встретиться с миром научных интересов и общественной деятельности ученого современной молодежи помогают Всероссийские юношеские чтения им. В.И.Вернадского.  

Их история началась 20 лет назад, в год 130-летия со дня рождения В.И.Вернадского, когда в Москве, в Доме научно-технического творчества молодежи и в средней общеобразовательной школе №1333 “Донская гимназия”, была проведена юношеская научно-практическая конференция (научная олимпиада школьников) – I Юношеские чтения им. В.И.Вернадского. Ее отличие от других конференций состояло в том, что организаторы попытались объединить на концептуальном уровне юношеские исследования в самых разных областях науки, положив в основу концепции чтений   целостную мировоззренческую систему, базирующуюся на традициях русской научной школы.
Идея Юношеских чтений им. В.И.Вернадского вызвала большой интерес в московских и региональных образовательных учреждениях, получила поддержку Комиссии РАН по разработке научного наследия академика В.И.Вернадского, Министерства общего и профессионального образования РФ, Неправительственного экологического фонда им. В.И.Вернадского, Московского департамента образования, ряда институтов РАН.
С 1996 года Чтения стали  проводиться в два этапа: первый – заочный конкурс, с экспертизой исследовательских работ, второй – собственно Чтения им. В.И.Вернадского, на которые победители первого этапа приезжают в Москву, защищают свои работы и участвуют в  насыщенной научно-образовательной программе.
Работы, поступающие на конкурс, оцениваются исходя из следующих принципов:
исследовательский подход, позволяющий в каждом случае построить модель научного исследования и в соответствии с ней структурировать работу;
собственная практическая деятельность авторов, в результате которой они получают экспериментальный материал; наличие обоснованной методики экспериментальной работы;
системность подхода к исследуемой проблеме, проработка и осознание исследуемых явлений на проблемном уровне в соответствии с идеями выдающегося русского ученого В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере.
Всего на конкурс ежегодно поступает порядка 2000 работ из более чем 300 городов и населенных пунктов России (всего – 74 региона), а также из Белоруссии, Казахстана, Украины, Чехии, Словакии и других стран.
Конкурс им. В.И.Вернадского – образовательная программа. Ее главная задача – творческое развитие юных исследователей и их руководителей. Поэтому оргкомитет не ставит задачу выявления и отбора лучших; его задача – работа со всеми, кто прислал свои проекты. В рамках конкурса организовано профессиональное рецензирование: каждый автор обязательно получает развернутую рецензию специалиста, в которой даются рекомендации по продолжению работы.
В рамках Чтений действуют почти 30 секций по естественно-научным и гуманитарным дисциплинам (астрономия, науки о Земле, биология, экология, медицина и здоровье, обществознание, история,  краеведение, экономика, социология, этнография, психофизиология и др.).
Значительное количество работ посвящается природе нашей страны и культуре населяющих ее народов. С нашей точки зрения, главная миссия Чтений состоит в том, чтобы ребята лучше узнали и полюбили родную землю. Этому способствуют специальные номинации, в которых подводятся итоги, – такие как “Лучшая работа на территории национального парка или заповедника” (учреждена ЭПЦ “Заповедники”), “Лучшая работа, представленная учащимся сельской школы”, “Лучшая работа по проблематике устойчивого развития” (учреждена Неправительственным экологическим фондом им. В.И.Вернадского). Исследования жизни животных, особенностей экосистем, геологических объектов становятся для ребят школой естествознания, а изучение народных традиций, истории своих городов и сел, собственных семейных преданий делает их достойными гражданами нашей страны. Представленные на Чтения ученические работы свидетельствуют о том, что заповедники и национальные парки выступают серьезным фактором в деле становления мировоззрения подрастающего поколения.
О Чтениях у участников остаются самые позитивные воспоминания. Так, например, Андрей Никонов из Кировской области (г. Кирово-Чепецк, гимназия №1) написал такой отзыв: “Сам Конкурс им. В.И.Вернадского – просто супер. Воспоминания о тех людях, которые организовывали Чтения, читали лекции, рецензировали наши работы и выступления, оставили неизгладимый положительный след в моей памяти. Внимание, которое уделяла нам руководитель нашей секции “Науки о Земле и космосе”, и сейчас вспоминается очень тепло”. Дети оставляют свои пожелания руководителям секций, в первую очередь желают “здоровья и удачи во всех начинаниях”. “Чтения им. В.И.Вернадского – мегапроект, который необходим России во все времена”, “побывав на конкурсе, понимаешь, что сумел прикоснуться к настоящему миру науки”, “в самых трудных ситуациях, вспоминая те несколько дней Чтений, которые удалось пережить, чувствуешь, что становится легче”, – пишут ребята.
Участие в Чтениях дает школьникам огромный опыт учебно-исследовательской деятельности и выступлений перед аудиторией, а лауреатство становится хорошей поддержкой при поступлении в вуз. В процессе учебы им гораздо легче, чем другим студентам, писать курсовые работы и проекты, общаться с преподавателями. В основном, хоть и не всегда, специальность, которую выбирают участники Чтений, связана с областью их школьных исследований. Став студентами, они отмечают, что “любой курсовой проект в вузе – это исследовательская работа”, “практически не составляет труда сейчас проявлять себя и показывать всё, на что способен”. В исследовательской деятельности самое интересное для многих то, что они могут создавать что-то новое, открывать неизведанные (пусть хотя бы и только для себя) области научного знания и обыденной жизни.
Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского можно по праву считать инновационной системой.  Есть несколько оснований для этого:
1. Его концепция базируется на двух важных мировоззренческих принципах: осознании нашей планеты как единого организма, в котором все процессы тесно взаимосвязаны, и использовании научного способа познания – исследования – для постижения окружающего мира.  
Важнейшее значение имеет обращение к имени В.И.Вернадского,  создателя научно-философского обобщения – учения о ноосфере и ее великой созидательной силе.
2. В нормативной базе конференции закреплено, что исследовательская деятельность используется в качестве образовательной технологии с целью  развития аналитических навыков учащихся и способности занимать исследовательскую позицию – в этом случае традиционные знания, умения, навыки становятся одними из средств достижения этой цели.
3. На основе коллегии рецензентов создано сообщество специалистов, ученых, педагогов, имеющих опыт работы с детскими исследованиями, понимающих их специфику, ориентированных на развитие творческой мотивации и исследовательских навыков как учащихся, так и их руководителей в процессе проведения экспертизы. Экспертная работа рассматривается как дистантная научная консультация. Сообщество на сегодняшний день включает более 200 специалистов в разных областях естественных и гуманитарных наук, имеющих ученые степени и звания, из МГУ им. М.В.Ломоносова, научных учреждений РАН.
В результате работы программы сформировалась инновационная сеть проектно-исследовательских школ (работающих на базе образовательных учреждений различного вида), которые ежегодно принимают участие в Чтениях, имеют постоянных консультантов из числа экспертов Чтений и показывают устойчивый рост качества представляемых на конференцию работ. В таких организациях развиваются собственные традиции исследовательской деятельности, складывается культура учебного исследования. На базе сообщества Чтений в 2007 году создано Общероссийское общественное движение творческих педагогов “Исследователь”, имеющее на сегодняшний день отделения в 57 субъектах Российской Федерации.
4. Выстроена обратная связь: авторы и руководители получают рецензии с рекомендациями по доработке исследований перед очным туром конкурса.
Это задало “многоразовость” контактов, дало возможность регулярного консультирования авторов и руководителей в процессе выполнения работы. Важной вехой для организаторов и участников Чтений стало издание журнала “Исследователь/Researcher” – сегодня  это главный информационный ресурс программы.
Мы уверены, что было бы совершенно оправданно развивать современное школьное образование в контексте идей В.И.Вернадского, приводя в пример  жизнь и научное творчество этого выдающегося ученого.

Александр ЛЕОНТОВИЧ,
директор Дома научно-технического творчества молодежи Московского городского дворца детского
(юношеского) творчества

Нет комментариев