К жизни собачьей

Волки эволюционировали в собак благодаря появившейся у них способности усваивать крахмалистую пищу. Об этом свидетельствует сравнительный генетический анализ. С подробностями — Science News.
Изучая генетические изменения, которые могли привести к превращению волков в домашних псов, шведские ученые из Университета Уппсалы (Uppsala University), авторы статьи в Nature, обнаружили, что  собаки  должны переваривать углеводы лучше, чем волки. Группа эволюционного генетика Эрика Аксельссона (Erik Axelsson) исследовала различия в генах 60 собак, представляющих 14 пород, и 12 волков из разных частей света. Ученые ожидали, что это позволит им выявить гены, важные для отделения собак от волков. Ранее предполагалось, что главные генетические изменения должны касаться контроля поведения и иммунной системы. Волки считаются более стрессоустойчивыми, не повинуются человеку,  они способны питаться падалью без ущерба для своего здоровья. В работе шведских авторов это представление частично подтвердилось: большая часть генов, отличающих волка от собаки, имела отношение к головному мозгу. Однако немалое количество таких генов оказалось связано с расщеплением  сложных углеводов, таких как крахмал, и метаболизмом жиров. В частности, в геноме собак присутствует больше копий гена AMY2B, который кодирует фермент амилазу, расщепляющую крахмал, чем в геноме волков. Другие генетические варианты указывают на лучшую, чем у волков, способность собак конвертировать мальтозу в глюкозу, являющуюся более легкоусвояемым источником энергии. Полученное собаками преимущество в усвоении углеводов  было важным этапом их одомашнивания, считают ученые.
Изменение рациона волка — предка собаки, по мнению авторов, связано с переходом людей к земледелию и появлением вокруг поселений мусорных отбросов с остатками углеводсодержащей пищи. Те животные, которые лучше их усваивали, постепенно, поколение за поколением, стали превращаться в друга человека. “Одомашнивание собаки имеет очень глубокие основы”, — говорит эволюционный биолог из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (UCLA) Роберт Вейн (Robert Wayne). Однако он не склонен считать включение в рацион волков углеводистой пищи первым этапом одомашнивания. Археологические свидетельства предполагают, что одомашнивание собак произошло около 33 тысяч лет назад, а в это время люди еще были охотниками-собирателями. Способность усваивать углеводы тогда, когда волки оставались исключительно плотоядными, очевидно, появилась с земледелием около 10 тысяч лет назад, это, по мнению ученого, знаменует завершающую стадию процесса одомашнивания.