Карты на стол. Ведущие университеты померятся планами.

Девять миллиардов рублей из федерального бюджета предполагается направить в 2013 году на то, чтобы вывести ведущие вузы России на уровень, который позволит им конкурировать с научно-образовательными центрами мира. Сумма финансового обеспечения поддержки университетов (их отберут на конкурсной основе) прописана в проекте Постановления Правительства РФ “О мерах государственной поддержки ведущих университетов в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров”, подготовленном Минобрнауки и опубликованном на министерском сайте. Документ разработан в рамках реализации Плана мероприятий по развитию ведущих университетов, утвержденного в октябре минувшего года. Он содержит положение о Совете по повышению конкурентоспособности вузов-лидеров, а также порядок распределения и предоставления субсидий, организации и проведения конкурсов, методического и аналитического сопровождения господдержки.
Напомним, что в прошлогоднем майском указе “О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки” Президент РФ Владимир Путин нацелил образовательное сообщество на вхождение пяти ведущих университетов страны в сотню лучших вузов мира. Эксперты не раз высказывали мнение о том, что на целевую поддержку от государства могут рассчитывать порядка 15 учреждений ВПО. Эту же цифру в своих выступлениях называл заместитель главы Минобрнауки Игорь Федякин. Согласно проекту постановления, претендентами на достижение высокой цели могут стать и негосударственные университеты.
Совет по повышению конкурентоспособности, который займется вопросами развития ведущих университетов, будет постоянно действующим совещательным органом с правом привлечения к своей работе на безвозмездной основе представителей органов государственной власти, вузов, научных и общественных организаций и бизнес-сообщества. Ему предстоит определить перечень требований для отбора вузов, оценить совместно с экспертами заявки учреждений ВПО на получение государственных субсидий и сформировать для Минобрнауки список победителей. Кроме того, в полномочия совета входит анализ “дорожных карт”, по которым вузы-победители будут выполнять свои программы развития, а также отчетов по выполнению намеченных в них мероприятий. Ежегодно на их основании вновь создаваемая структура будет давать рекомендации министерству, достоин ли продолжения господдержки тот или иной университет.
“Дорожные карты” вузов должны включать показатели результативности достижения намеченных целей с учетом критериев таких международных глобальных рейтингов, как Академический рейтинг университетов мира, рейтинг университетов мира “Таймс”, всемирный рейтинг университетов QS, и других. Направления, обозначенные в утверждаемом постановлением Порядке распределения и предоставления субсидий на господдержку, говорят о серьезности задач, которые должны будут решить вузы, попавшие в когорту самых перспективных. Ассигнования предназначены, в частности, для привлечения на руководящие должности специалистов, поработавших в ведущих зарубежных и российских университетах и научных организациях, а также для пополнения кадрового состава вузов молодыми научно-педагогическими сотрудниками с успешным опытом работы в России и за рубежом.
Университеты-победители получат субсидии на реализацию программ международной и внутрироссийской академической мобильности в форме стажировок, повышения квалификации, профессиональной переподготовки, на реализацию мер по совершенствованию деятельности аспирантуры и докторантуры, привлечение студентов из ведущих иностранных университетов, проведение НИР по приоритетным международным направлениям исследований на своей базе с участием отечественных и зарубежных ученых, в том числе совместно с высокотехнологичными международными компаниями. Пример того, насколько жесткие нормы должны при этом выполнять лидеры, — ежегодное привлечение до 5% студентов из зарубежных вузов не менее чем на месяц, как это предусмотрено в вышеупомянутом плане развития ведущих университетов.
Напомним, что согласно этому плану, охватывающему период до 2015 года, список вузов-победителей должен быть сформирован к апрелю 2013-го.
О том, что путь в топ-100 мировых рейтингов легким не получится, предупреждают и эксперты. Бюджетная поддержка гарантирована только на один год, а между тем университетам-победителям необходимо будет решать непростые задачи, связанные с корректировкой либо реорганизацией их деятельности, включая изменение структуры приема, кадровые перестановки и обеспечение базы для новых научно-исследовательских направлений. Высказываются и особые мнения относительно оптимальных масштабов господдержки развития отечественных вузов с целью повышения их международного авторитета.

Компетентное мнение

Комментируя по просьбе “Поиска” проект постановления, генеральный секретарь Российского союза ректоров (РСР) Ольга Каширина напомнила, что развитие ряда наших университетов до уровня мировых лидеров необходимо не только в плане борьбы за абитуриентов, но и для формирования интеллектуального имиджа страны — для привлечения лучших ученых и преподавателей, экспансии российских культурных ценностей. “В связи с этим государственную поддержку вузов с целью попадания их в рейтинги можно только приветствовать, — сказала она, — но было бы уместно расширить ее горизонты. Думаю, следует ориентироваться не только на пять вузов, которые призваны попасть в топ-100. Нужно стремиться к тому, чтобы как можно больше наших университетов попали в топ-500. Мы призваны сохранить единое образовательное пространство, и, значит, нужно не делить вузы по сортам, а поднимать к новому качеству все это пространство”. Ольга Каширина считает, что помимо финансовой помощи пользу принесли бы меры по продвижению на международной арене лучших оте-чественных научных журналов и поддержка модернизации патентной политики университетов. “Результаты не заставят себя ждать, — убеждена Ольга Валентиновна. — Посмотрите, как всего за несколько лет изменилось отношение вузов к вопросу научных публикаций и цитирования!”
Генеральный секретарь РСР затронула в своих комментариях еще один аспект темы — создание универсального глобального рейтинга, учитывающего особенности различных моделей образования. Запрос на более объективное ранжирование сегодня существует во многих европейских, азиатских странах и странах иберо-американского мира, и у России, считает Ольга Каширина, “есть реальный шанс возглавить этот процесс”. Действовать необходимо при поддержке государства и в партнерстве с заинтересованными зарубежными коллегами.

Татьяна ВОЗОВИКОВА

Нет комментариев