Для мира, для людей. Справляться с ударами судьбы Сергею Вавилову помогала работа.

В Физическом институте им. П.Н.Лебедева Российской академии наук прошла презентация дневников Сергея Вавилова — основоположника школы физической оптики в нашей стране, президента АН СССР в 1945-1951 годах, брата генетика Николая Вавилова.
Сергей Иванович ввел понятие квантового выхода люминесценции, а позднее благодаря ему в стране появилось первое промышленное производство люминесцентных ламп. Даже сейчас работы Сергея Вавилова представляют интерес для ученых, а результаты исследований обсуждаются на научных форумах.
В свое время С.Вавилов начал вести дневники, где описывал свои впечатления и мысли о событиях, произошедших в его жизни. Немногие знали об их существовании, опубликованы же они были совсем недавно благодаря Валерии Вавиловой — супруге Виктора Вавилова, сына Сергея Ивановича. Книга включает записи, сделанные в 1920 году и с 1935 по 1951 год.
А время это было для Вавиловых трагическое — жить в сталинские годы приходилось в постоянном страхе. Потеря брата была сильным ударом для Сергея Вавилова. “Жизнь кажется страшной тяжестью”, — писал он в дневниках. Спасала любимая наука. “Для мира, для людей, для будущего — надо жить, строить”, — писал Сергей Иванович.
Во время презентации членам Ученого совета были вручены книги и альбомы с авторскими фотографиями и рисунками из дневников С.Вавилова. Один из них — альбом “Связь времен”, основанный на дневнике генетика Николая Вавилова. Во время представления книги в зале присутствовал его сын Юрий Вавилов — доктор физико-математических наук, профессор ФИАН, который, по его словам, был очень дружен со своим дядей Сергеем Ивановичем. “Фактически он был мне вторым отцом и в трудные времена колоссально помогал нашей семье”, — сообщил Ю.Вавилов.
Отдельно стоит сказать о работе над текстами. Почерк у Сергея Вавилова был довольно неразборчивым, и над расшифровкой основательно потрудилась рабочая группа, созданная Институтом истории естествознания и техники им. С.И.Вавилова РАН.

Анастасия ОРЛОВА