Под знаком равенства. Частные вузы промониторят на общих основаниях.

Министерство образования и науки не считает, что негосударственные вузы обладают спецификой, из-за которой в мониторинге высших учебных заведений должны оцениваться по особым критериям. Об этом заявил на встрече с ректорами негосударственных высших учебных заведений руководитель Департамента госполитики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ Александр Соболев. Ректоры намерены отстаивать свое мнение перед членами Межведомственной комиссии. В ее компетенции принятие критериев нового мониторинга вузов России, который министерство планирует провести весной.
В первом мониторинге, результаты которого были обнародованы в конце прошлого года, негосударственные вузы принимали участие по желанию, выраженному далеко не всеми (см. статью “Сравнение несравнимых”, “Поиск” №51, 2012). Специфика негосударственных вузов, на которой настаивают их ректоры, заключается не в образовательных программах, а в стартовых условиях развития, сильно отличающихся от таковых в государственных учебных заведениях.
“Не знаю ни одного человека из негосударственного сектора высшего образования, который был бы против мониторинга, — подчеркнул председатель Ассоциации негосударственных вузов (АНВУЗ) России, ректор Российского нового университета Владимир Зернов. — Но хотелось бы, чтобы были более адекватные критерии”.
АНВУЗ подготовила предложения к Минобрнауки. Во-первых, ректоры предлагают принять программу развития негосударственного сектора, предусматривающего его квотирование, как это делается во многих странах (и эта политика себя оправдывает). Во-вторых, обеспечить равнодоступность всех образовательных учреждений, независимо от их учредительства, к государственным ресурсам (в новом Законе об образовании это закреплено, но как будет выполняться?). И наконец, инициировать перед Государственной Думой Федерального Собрания обсуждение вопроса о равноправии государственных и частных вузов в сфере налогообложения. Сегодня негосударственные вузы, имеющие в собственности недвижимость, выплачивают в качестве налогов огромные суммы, которые могли бы вложить в развитие образования и науки.
Заместитель министра образования и науки Александр Климов назвал решение негосударственных вузов участвовать в мониторинге “достойным шагом”: как он считает, это означает, что они “чувствуют свою силу и готовы свою деятельность сделать прозрачной”. То, что большая их часть предпочла в мониторинге не участвовать, по словам замминистра, вызвало обеспокоенность у министерства. А также должно повлиять на выбор родителями учебных заведений для своих детей.
Александр Климов рассказал, что критерии будущего мониторинга сейчас обсуждаются в рабочих группах, и призвал АНВУЗ представить свои предложения. “Мы обязательно учтем точку зрения негосударственных вузов России”, — пообещал он и подчеркнул, что на этот раз мониторинг будет единым и охватит всю систему высшего образования: такое право дает недавно принятый закон. При выборе критериев будет учтена специфика вузов здравоохранения, культуры, спорта, а также учебных заведений, обучающих “лиц с особыми потребностями”. Про специфику негосударственных вузов замминистра не сказал ничего — наоборот, не раз обратил внимание на то, что они могут пользоваться теми же возможностями для развития, что и государственные. И должны подчиняться тем же требованиям.
В этом году на распределение контрольных цифр приема (КЦП) будут влиять два ключевых фактора: потенциал вуза, характеризуемый 50 показателями, введенными в электронную систему, и средний балл ЕГЭ, который характеризует востребованность программ у сильных выпускников. По принятому на коллегии в конце года решению, контрольные цифры приема по каждому направлению
обучения будут определяться по результатам двух конкурсов: регионального (70% бюджетных мест) и общефедерального (остальные 30%). Негосударственные вузы смогут участвовать в обоих.
Сейчас идет большая дискуссия, связанная с повышением прозрачности высших учебных заведений. “Чем больше прозрачность, тем больше предпосылок к повышению качества”, — напомнил А.Климов. Обсуждается даже вопрос о возможности публикации на сайтах вузов выпускных квалификационных работ студентов. Задача обновления сайтов в соответствии с требованиями нового Закона об образовании, который вступает в силу с 1 сентября, стоит и перед негосударственными вузами (которые, кстати, закон теперь называет “частными образовательными организациями высшего образования”).
Замминистра обозначил три важных момента, которые негосударственные вузы могут, согласно новому закону, также использовать в своей деятельности. Это, во-первых, организация межвузовских сетевых программ, в том числе совместно с государственными вузами. Во-вторых, более широкое использование дистанционного образования. В-третьих, в законе закреплено создание базовых кафедр на предприятиях, и этой возможностью тоже можно воспользоваться.
“Мы не проводим границу между государственными и негосударственными вузами”, — еще раз уверил ректоров замминистра и призвал их вместе бороться с псевдо-образованием, со структурами, которые отношения к хорошему образованию не имеют, а только торгуют дипломами. “Плохой государственный вуз ничем не лучше плохого негосударственного”, — привел он заключительный аргумент в пользу равенства и призвал ректоров относиться к мониторингу “не как к карающему мечу, а инструменту, позволяющему повысить уровень образования”.
Ректоры напомнили заместителю министра, что сегодня в связи с демографической ямой негосударственные вузы находятся в очень тяжелом положении. Люди имеют возможность пойти учиться бесплатно — туда, где есть бюджетные места. Но почему о вузе судят по уровню поступающих, а не по уровню выпускников? Ведь это куда более важная характеристика учебного заведения — особенно в условиях неравенства государственных и негосударственных вузов.
Александр Климов ответил, как отвечал на подобные вопросы и на прежних встречах с образовательной общественностью: сегодня нет достоверных показателей, по которым можно оценить качество выпускников. Единственный критерий, который имеет отношение к результату работы вуза и который может быть использован в следующем мониторинге, — это число выпускников вузов, обратившихся в службы занятости в первый год работы после окончания вуза. “Такие данные у нас есть”, — сообщил замминистра. И в очередной раз объяснил, что, поскольку по итогам мониторинга принимаются очень серьезные решения, требования к выбору его показателей очень строгие. “Пока никто измеримых, проверяемых, единых критериев не предложил, хотя на уровне дискуссий в курилке проблем нет”, — не без иронии заметил А.Климов.
…Впрочем, со временем неравенство негосударственного и государственного секторов, возможно, станет менее заметным. Как сообщил Олег Смолин, куратор недавно созданного в Государственной Думе Совета по негосударственному образованию, через три — пять лет число бюджетных мест в вузах сократится примерно на 700 тысяч. К этому приведет замена норматива “170 бюджетных студентов на 10 тыс. населения” на “800 студентов на 10 тыс. населения в возрасте от 17 до 30 лет”. Правда, сколько человек через пять лет окончат школу, он не сказал.

На фото: Александр Соболев, Владимир Зернов, Александр Климов

Наталия БУЛГАКОВА
Фото Николая СТЕПАНЕНКОВА  
и с сайта balticeducationforum.ru

Нет комментариев