Необходим, но недостаточен. Рейтинг университетов надо дополнить рейтингами регионов и предприятий.

Обсуждаем статью “Игра на глобальном поле” (см. “Поиск” №52, 2012).
Четверть века опыта осуществления студенческих обменов и подготовки различных экспертных заключений позволяет нам высказать несколько соображений по вопросу глобального рейтингования вузов.
Одно дело — выполнить задачу, поставленную Президентом РФ Путиным В.В., о достижении пятью российскими университетами достойных мест в глобальных рейтингах. И совсем другое — не превратить Россию в интеллектуальную пустыню. Известно, что социальная жизнь определяется экономикой. Особенно это актуально для несырьевых регионов.
Нашему факультету “Управление качеством”, как и другим факультетам Ижевского государственного технического университета (ИжГТУ) им. М.Т.Калашникова, много раз удавалось подготовить специалистов высочайшего уровня (как наших, так и иностранных), которые достигли в мире серьезных успехов. Но что это дало экономике Удмуртской Республики? Да, мы потешили свои амбиции, показали, что можем это делать! Но у всех выпускников была только одна мотивация — устроиться для жизни и работы в более благополучной стране. Не скрою, такая работа напрягла наши силы “по полной”. Она дала нам ориентир, показала, что означает быть лучшим в профессии. ИжГТУ им. М.Т.Калашникова занял 66-ю позицию в рейтинге “Эксперт РА” среди российских вузов.
Подводя итог размышлений по проблеме рейтингования в системах QS, Шанхайской, IREG и других, считаю, что всем университетам для сравнения обращать на них внимание необходимо. Но считать их главными нельзя. Нам нереально в каждый регион “купить” или заманить нобелевских лауреатов и большое количество иностранных студентов. Сейчас же по старой советской традиции объявленное Минобрнауки РФ социалистическое соревнование между вузами, хотя бы  и виртуально, будет продолжаться! И, наверное, многие университеты научатся жить в новых условиях.
Однако нам в России нужен рейтинг, ориентирующийся на развитие наукоемкой (особенно в оборонном комплексе) промышленности, в которой ключевую роль играют выпускники и профессорско-преподавательский состав университетов. При этом рейтинговать нужно не только университеты, но и региональные экономики и предприятия. Эти рейтинги должны быть взаимодополняющими и перекрестными. В то же время Правительство России должно законодательно замотивировать университеты, регионы и предприятия в развитии инновационных процессов. Вспоминая тот же СССР, отметим, что в то время расходы на НИР и ОКР планировались для отраслей и предприятий и списывались на себестоимость. Многие отрасли хозяйства России до сих пор живут на созданных тогда заделах.
Как только нарастим экономические мускулы — поднимем качество социальной жизни. Тогда у многих университетов появятся средства на достижение хороших позиций в глобальных рейтингах.
В качестве перекрестных критериев рейтингов университетов, регионов, предприятий можно принять показатели, представленные в таблице.
Показатели рейтингов должны рассчитываться на основе достоверной государственной статистической информации, на один и тот же момент времени, чтобы их можно было сопоставить.
При текущей аккредитации университетов помимо формальных образующих признаков главным необходимо считать место в таком рейтинге и динамику его изменения за пять лет.

Виктор КЛЕКОВКИН,
декан ИжГТУ
им. М.Т.Калашникова; эксперт Премии Правительства РФ в области качества, Аналитического сектора  при Правительстве РФ, системы КИАС РФФИ; д.т.н., профессор                        

Нет комментариев