Команда одиноких? Учителям не хватает общения.

Зарплаты педагогов стали выше, но повлияло ли это на качество образования? Перспективы профессионального роста учителя и проблемы, с которыми сталкивается руководство школ, эксперты обсудили на пресс-конференции “Кадры решают все: тенденции развития отечественного образования”, прошедшей в мультимедийном пресс-центре РИА Новости.
Недавно было объявлено, что заработную плату поднимут не только учителям, но и социальным педагогам, психологам, напомнила руководитель проекта РИА Новости “Социальный навигатор” Наталья Тюрина. Этот, казалось бы, верный шаг в сторону повышения качества образования обнаружил множество проблем. Прежде всего, резко увеличилась отчетность. По выражению руководителя отдела развития Московской высшей школы социальных и экономических наук Елены Ленской, “учителей душат большим количеством бумаг, которые отправляются как будто в никуда”. По ее мнению, облегчить жизнь педагогам и минимизировать бумажный оборот можно, если специально для этой работы нанять в школу администраторов. Само же увеличение заработной платы на повышение качества образования никак не повлияло. Более того, в некоторых регионах РФ зафиксировано ухудшение учительского корпуса, отметил вице-президент Российской академии образования Виктор Болотов. Люди продолжают работать на полторы-две ставки, никто не хочет уходить на пенсию, для молодежи просто нет свободных вакансий.
То, что в регионах ситуация неоднозначная, подтвердил и директор Центра социально-экономического развития школы Института развития образования НИУ ВШЭ Сергей Косарецкий. Заработная плата учителей доводится до средней по экономике в регионе. И поскольку по экономическому развитию регионы очень отличаются, где-то эта зарплата стала конкурентоспособной, а где-то педагогическая работа так и осталась непривлекательной. Эксперт заметил, что такой рост “получек” обеспечивается за счет перераспределения денег, “оттягивания” с других направлений модернизации образования. Повышение зарплат всем педагогическим работникам станет серьезным бременем для региональных бюджетов. Сергей Косарецкий также привел несколько цифр из ежегодного исследования Высшей школы экономики “Мониторинг экономики образования”. По данным опроса, 41% педагогов считает свою зарплату вполне конкурентоспособной, примерно такая же часть придерживается противоположного мнения, 30% учителей не устраивает в их работе только низкий уровень зарплаты, а 38% вообще довольны всем. Перейти же на другую работу с более высокой зарплатой, но менее творческую, не согласились 30%, а 70% учителей вообще не хотят никуда переходить. То есть фактор творческого характера работы — ключевой, с точки зрения учителя, в привлекательности профессии. По данным исследования, также получается, что учительство — одна из наименее мобильных социальных групп. В учительской среде нет динамики, и стимулов для развития практически не наблюдается. В учительском сообществе доля педагогов до 30 лет составляет 12-13%, и при этом директора школ отмечают, что молодые люди у них долго не задерживаются. А тут еще повышение зарплаты остановило многих учителей-пенсионеров, уже готовых было покинуть свои места.
Как же заставить учителей дать дорогу молодым, как повысить качество образования? Главный редактор журнала “Директор школы” Константин Ушаков считает, что необходимо “возрождение смыслов” — учитель должен задумываться о том, что он делает в школе. Новые стандарты требуют от преподавателя совершенно другой профессиональной работы — не просто обучать предмету, но формировать личностные качества школьников. Для этого необходимо постоянно повышать квалификацию. Например, в Грузии для учителя ввели квалификационный экзамен, на котором он должен продемонстрировать умение работать в интерактивном режиме, организовывать групповую работу, развивать критическое мышление у детей и т.д. А молодые преподаватели Краснодара решение проблемы видят в введении интернатуры для педагогов, то есть человек после окончания вуза должен год отработать в школе и только после этого получить диплом о квалификации. Получается, инструменты есть, но пользуются ими немногие — всего 18% российских учителей за последние три года участвовали в обучении в нестационарных формах, а стажировки прошли 7%, рассказал Сергей Косарецкий. Доля времени, потраченного на дополнительное образование, и доля педагогов, повышающих квалификацию в других школах, должны быть выше, но учителя почему-то считают, что ничего нового они узнать не могут, заметил Константин Ушаков. Педагоги не считают нужным объединяться, повышать свой профессионализм даже тогда, когда имеют для этого возможность, — это связано с низким социальным капиталом отрасли. “Нужен другой уровень сосредоточенности, учителя сегодня страшно одинокая профессия, несмотря на то что образование — это командный вид спорта”, — подытожил главный редактор “Директора школы”.

Татьяна ЧЕРНОВА

Нет комментариев