Потребность в способностях. Столичный рынок труда ждет дипломированных мастеров.

“Промышленные предприятия города испытывают реальный кадровый голод. Не хватает как рабочих, так и высококвалифицированных специалистов инженерно-технических профессий”, — констатировала заместитель начальника управления — начальник отдела развития промышленного комплекса Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы Анна Бринева  в ходе брифинга, организованного столичным Департаментом образования. Мероприятие проходило в рамках Дней профориентации “Моя будущая профессия — выбор московского школьника”, программа которых включала также презентацию системы профориентации и городской инновационной площадки по разработке и реализации системы опережающей проф-подготовки учащихся, открытие конкурсов мастерства и выставку “Технологии профессиональной ориентации в системе Департамента образования”. 9 февраля стал Единым днем профессиональной ориентации для всех колледжей столицы, открывших свои двери более чем для 30 тысяч школьников.
О стратегии и идеологии работы департамента, направленной на организацию системной поддержки самоопределения молодежи, на брифинге говорили представители его руководства, исполнительной власти города, работодателей, образовательных учреждений. Специалистами ведомства поставлены одновременно две задачи: сориентировать молодежь на профессии, необходимые городу, и помочь школьникам выявить и развить те способности, которые в будущем позволят им не только верно выбрать  дело по себе, но и изменить при необходимости карьерную траекторию.
Как сообщил первый заместитель руководителя Департамента образования Москвы Вениамин Каганов, опрос трех тысяч старшеклассников показал, что 60% из них выбирают специальность по совету родителей, за компанию с товарищами или следуя моде, 85% имеют весьма слабое представление о профессии, которую предпочли. Результат налицо — работа половины россиян с дипломами не имеет непосредственного отношения к полученному ими профобразованию в настоящий момент, а 57% вообще никогда не применяли свою специализацию на практике.  
Руководитель департамента рассказал об итогах реализации в 2012 году программы “Успеть стать успешным”, направленной на формирование кадровых фондов районов столицы. Участниками  проекта, включающего проведение занятий студентами-наставниками, организацию практик для старшеклассников в органах власти и управления, подведомственных учреждениях и на предприятиях, психологическое тестирование, стали порядка трех тысяч десятиклассников московских школ. В ходе их опроса были выявлены предпочтения ребят. В числе наиболее популярных оказались профессии, связанные со сферами экономики, медицины, искусства, а также управления, менеджмента и юриспруденции. Число желающих пополнить ряды инженеров или специалистов в области ИКТ почти вдвое меньше, тех, кто мечтает стать экономистом. Однако, по мнению Вениамина Каганова, за последние два года экономические специальности заметно сдали свои позиции в рейтинге популярности среди молодежи и это должно свидетельствовать о повышении уровня ориентированности молодых людей в ситуации на рынке труда.
О том, каких специалистов с дипломами СПО ждут сегодня на этом рынке, журналистам рассказали авторы “Рейтинга востребованности специальностей, которым учат колледжи Москвы”. Презентация результатов исследования, проведенного в рамках проекта “Социальный навигатор” Центром социальных рейтингов РИА Новости совместно с Межрегиональной ассоциацией мониторинга и статистики образования (МАМСО) при участии рекрутингового агентства “Superjob.ru”, состоялась на площадке информационного агентства. Как уточнил исполнительный директор МАМСО, научный руководитель проекта Марк Агранович (на снимке), рейтинг адресован тем, кто озабочен выбором профессии, и их семьям, а также учреждениям СПО — они получают возможность скорректировать свои образовательные программы, ориентируясь на спрос рынка труда.
После анализа порядка 38 тысяч вакансий и 158 тысяч резюме соискателей, размещенных на портале  Superjob.ru в течение двух лет, выявлено соотношение спроса и предложения в 21 профессии — от энергетики до гостиничного бизнеса, которым обучают в техникумах и колледжах. Выяснилось, что в первую очередь работодатели столицы нуждаются в работниках сферы услуг, торговли, безо-пасности и охраны, административной деятельности и коммунального хозяйства. В группе маловостребованных — юристы, медики, специалисты нефте- и газодобычи и государственные служащие, которых, как правило, набирают по иным каналам.
Марк Агранович обратил внимание на интересную закономерность: предлагаемая зарплата в среднем существенно выше той, что соискатели заявляют в своих резюме. Для некоторых профессий — более чем в полтора раза. Согласно его предположению, это происходит по причине притока кадров из регионов с низкой оплатой труда и, соответственно, заниженными по сравнению с московскими зарплатными ожиданиями. Научный руководитель проекта отметил также, что в последние годы сложилась тенденция повышения интереса к программам среднего профобразования. “На мой взгляд, абсолютно прогрессивная, — заключил Марк Львович. — Все больше выпускников основной школы выбирают СПО для продолжения образовательной траектории. Снижается число тех, кто остается в школе после 9 класса, и тех, кто идет получать начальное профессиональное образование.  Кроме того, все больше выпускников техникумов остаются в профессии и все меньше рассматривают колледжи как способ поступления в вузы”.
Между тем директор Центра экономики непрерывного образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) Татьяна Клячко (на снимке) не разделила оптимизм коллеги.  Она согласилась с тем, что востребованность СПО среди выпускников школ выросла, однако считает, что эта тенденция на сегодняшний день связана с другой причиной. “Не соглашусь, что существенно поменялись приоритеты — поменялся выбор траектории”, — отметила Татьяна Клячко. По ее словам, родители, не будучи уверенными, что ребенок наберет достаточно баллов ЕГЭ для поступления в университет, все чаще направляют его в техникум или колледж с расчетом на последующее поступление в вуз без экзаменов. При этом учреждения СПО все активнее подстраиваются под профили вузов, меняя структуру подготовки. К примеру, растет число программ по обучению специалистов в сфере строительства и архитектуры, а набор на управленцев и экономистов снижается, как и в высшей школе. “Считаю, что пока ярко выраженных свидетельств самостоятельности системы СПО нет”, — заключила директор центра.

Татьяна Возовикова
Фото Николая СТЕПАНЕНКОВА

Нет комментариев