Со дна

Новые антибиотики будут искать там, где почти нет жизни — на самом дне океана. Об этом сообщает BBC News.
Группа исследователей из Абердинского университета (Aberdeen University) в Шотландии надеется найти прежде неизвестные вещества в океанических желобах на большой глубине, производимые обитающими там немногочисленными микробами. Идея этого проекта стоимостью в 8 миллионов фунтов стерлингов заключается в том, что редким жизненным формам, эволюционировавшим в экстремальных условиях, должны сопутствовать химические вещества, обеспечивающие им селективное преимущество. Причем в каждом океаническом желобе — свои условия, следовательно, и антибиотики, производимые их обитателями, должны быть разные. Как сообщает BBC News, международная группа исследователей для забора глубоководных образцов будет использовать специальный кабель, опускаемый с борта рыболовецкого судна. Ученые попытаются культивировать бактерии и грибы, которые обнаружатся в поднятых со дна океана осадочных образцах, а параллельно анализировать среду, в которой они растут. Возможно, в ней окажутся производимые микроорганизмами вещества антимикробного действия.
Финансируемые Евросоюзом исследования начнутся осенью этого года у Перуанского желоба в восточной части Тихого океана, что в 160 километрах от берегов Перу и Чили, а продолжатся в районе глубоководных желобов у Новой Зеландии и Антарктиды. Также будут исследованы воды Северного Ледовитого океана у берегов Норвегии. Проблема поиска новых антибиотиков обусловлена двумя причинами. Во-первых, масштабным распространением инфекций, устойчивых к антибиотикам. Это связано в первую очередь с неправильным применением лекарств. По мнению специалистов, вскоре эффективных антибиотиков вообще не останется. Кроме того, фармкомпании значительно сократили исследования в области создания новых антибиотиков, потеряв интерес к этим препаратам как к неприбыльным. По словам руководителя проекта “глубоководных антибиотиков” Марселя Джасперса (Marcel Jaspars), последний совершенно новый антибиотик был зарегистрирован в 2003 году. Ученый ожидает увидеть первые результаты океанического проекта спустя полтора года после начала лабораторных исследований. И если будет открыто что-то новое, то оно станет лекарственным препаратом в течение 10 лет, отмечает Джасперс.