Поиск - новости науки и техники

Анализируя это. В ТПУ умеют готовить уникальных специалистов.

Отдел элитного технического образования (ЭТО) в Национальном исследовательском Томском политехническом университете был создан еще в 2004 году. Отбор кандидатов на обучение в нем проводится среди первокурсников по результатам вступительных испытаний (ЕГЭ) и дополнительного тестирования, задания которых направлены на выявление интеллектуальных способностей и творческого потенциала: глубокой эрудиции, способности логически мыслить. В настоящее время в системе ЭТО ТПУ обучаются более 500 студентов. Особенность программы – в углубленной фундаментальной подготовке; изучении дисциплин, направленных на развитие навыков проектной командной работы, способности ставить и решать задачи инновационного развития; работе по реализации проблемно-ориентированных проектов.
Как студентам ЭТО удается справляться с повышенной учебной нагрузкой? Чем отличается их уровень знаний от подготовки студентов базовых курсов? Каковы сегодня стипендия студентов ЭТО, перспективы их трудоустройства по окончании вуза и реальная востребованностью на рынке труда? Ответить на эти и другие вопросы мы попросили руководителя отдела ЭТО ТПУ кандидата технических наук Оксану ЗАМЯТИНУ:

– Учиться по программе ЭТО действительно нелегко. У студентов появляется возможность углубленного изучения фундаментальных наук, таких как физика и математика. Но если в рамках базового обучения предлагают готовые формулы, то в рамках системы ЭТО дают комплексные знания, позволяющие выводить эти формулы самостоятельно, показывают, как именно это можно сделать, учат думать. Конечно, все это – дополнительная нагрузка, но она мотивирует студентов на самостоятельную исследовательскую и изобретательскую работу в инженерных областях.
Существует мнение, что, поступая на обычную базовую программу, они могли бы претендовать на “пятерки”, а здесь, при повышенном напряжении и уровне знаний им достаются “четверки”. Но дело в том, что вес этих оценок абсолютно разный. Стараемся объяснить студентам, что они учатся ради знаний, которые им понадобятся в жизни. Да, работодатель в итоге будет смотреть на диплом. Но студенты ЭТО кроме диплома получают и особое портфолио. В него входит сертификат об успешном освоении программы ЭТО, а также множество сертификатов о прохождении профильных семинаров, углубленном владении английским языком, обучении в профильных и языковых школах ведущих европейских университетов, летней школе ЭТО, дипломы и сертификаты за участие и победы на конференциях, олимпиадах, в профильных соревнованиях и т.д. Несомненно, учиться здесь не только тяжелее, но и интереснее. К тому же есть дополнительные стипендии, позволяющие ребятам компенсировать, а порой и приумножить обычную академическую стипендию. Из 304 студентов ЭТО в мае 2012 года 176 подали заявление на повышенную стипендию, 82 заявки удовлетворили.
– Много ли студентов не выдерживают нагрузок и покидают программу ЭТО?
– На первый курс программы ЭТО обычно поступают около 200 человек, диплом в итоге получают примерно 50. Согласно статистике, одаренных людей – 3-5%, из двух тысяч абитуриентов, ежегодно поступающих в ТПУ, мы пытаемся выделить именно таких. Всего же за пять лет существования программы у нас было 253 выпускника. Многие из них пошли в науку: в магистратуру и аспирантуру. Из выпускников первого набора четыре человека уже защитили кандидатские диссертации, сейчас готовится к защите своих научных работ вторая волна выпускников ЭТО. Чтобы студентам было легче справиться с повышенной нагрузкой, мы стараемся привить им самоорганизацию, ответственность, умение расставлять приоритеты и планировать свое время, обучаем проектному и тайм-менеджменту, менеджменту. Кроме того, во время обучения ребятам оказывается активная психологическая поддержка: студент имеет возможность обсудить с психологом проблемы, которые препятствуют ему правильно организовать процесс обучения. На всех кризисных стадиях мы помогаем справиться с факторами, мешающими ему сосредоточиться на учебном процессе.
– Насколько востребованы сегодня выпускники ЭТО ТПУ?
– Вот только один недавний показательный пример: наша выпускница окончила Институт кибернетики, завершила программу элитной подготовки и уехала работать в компанию MARS. Когда представители компании оценили уровень ее знаний и управленческих способностей, они вышли на нас с предложением о дальнейшем сотрудничестве. В этом году совместно с компанией нами запланировано уже четыре мероприятия, в рамках которых студенты ТПУ смогут больше узнать о деятельности предприятия. Как видите, работодатели заинтересованы в появлении у себя таких специалистов. Аналогичные отношения установились между нами и институтом ТомскНИПИнефть, Сибирским химическим комбинатом. У предприятий появляется возможность познакомиться с нашими студентами еще в ходе работы над проблемно-ориентированными проектами, которые реализуются на старших курсах с их участием.
– Специалисты такого высокого уровня, наверное, легко могут найти себе работу и за границей?..
– Многие не только находят работу за рубежом, но и продолжают заниматься наукой в аспирантуре европейских университетов. Серьезный акцент мы делаем на усиленном преподавании английского, благодаря чему студенты активно участвуют в международных конференциях, слушают лекции иностранных профессоров. Так, например, на днях из Университета Дрездена вернулись 30 студентов, изучавших там английский язык для ИТ-инженеров и энергетиков, еще 10 студентов вернулись из Университета прикладных наук Бонна, где они изучали робототехнику. Стараемся, чтобы все ребята – вне зависимости от своих финансовых возможностей – участвовали в подобных мероприятиях, часть расходов студентов в таких школах оплачивает ТПУ. Программа ЭТО позволяет усилить фундаментальные и профессиональные качества, а также развить навыки инженерного лидерства, командной и проектной работы, профессиональной коммуникации. Некоторые известные вузы с мировым именем, готовящие инженеров, проводили среди работодателей опрос на тему, что их устраивает и не устраивает в современных выпускниках. Интересно, что большинство компаний как серьезный просчет при подготовке будущих специалистов отметили недостаток лидерских качеств, навыков командной работы, общекультурных компетенций. Мы же хотим получать инженеров, которые не просто могли бы стать членами коллектива, но могли бы возглавить его, говорить на одном языке с заказчиком, самостоятельно предлагать и продвигать технические идеи.
– Обладатели таких знаний должны стремиться и сами создавать свои предприятия. Есть ли случаи, когда выпускники ЭТО организуют собственный бизнес?
– Такие случаи не редки. Программа ЭТО содержит набор дисциплин, которые позволяют сформировать способности к предпринимательской и инновационной деятельности. Еще на стадии учебы мы прививаем ребятам навыки самостоятельного поиска партнеров для финансирования проектов. Возможностей по привлечению таких внешних источников очень много, и нужно уметь ими пользоваться. Ребята учатся правильно формулировать свою идею, грамотно ее подавать, знают, в какой фонд нужно обратиться за финансовой поддержкой, где больше вероятности победить…
– Существует устойчивое мнение, что в России карьерный рост и положение в обществе часто не зависят от уровня знаний выпускника. К тому же, чтобы был спрос на элитного инженера со стороны промышленности, требуется наличие последней. Как техническим вузам выходить из этого щекотливого положения?
– ТПУ давно зарекомендовал себя как университет, который имеет прочные стабильные связи с ведущими предприятиями страны. Готовя элитных технических инженеров, мы стараемся сформировать в России ту критическую массу высококлассных специалистов, которая сможет организовать благоприятные перемены в экономике и промышленности. Тем более что опыт ТПУ в подготовке элитных инженеров стали перенимать другие вузы страны. У нас уже есть последователи: Омский государственный технический университет создал факультет элитного образования, то же самое сделали Приволжский университет, Уральский университет путей сообщения, Сибирский федеральный университет. Сейчас мы работаем в рамках программы ТЕМПУС, которая позволит внедрить ЭТО в 20-30 вузах России. Если удастся реализовать задуманное, элитные выпускники этих вузов смогут изменить ситуацию в стране к лучшему.
– Что нового ждет студентов ЭТО ТПУ в 2013 году?
– Опыт ведущих мировых вузов по подготовке элитных технических специалистов, таких как Массачусетский институт технологий, Инженерный колледж Ф.Олина в США, Университет Торонто в Канаде, показывает, что программы ЭТО являются экспериментальными. Поэтому с нынешнего года появится ряд изменений и в наших методах обучения. Во-первых, большее количество учебных часов будет посвящено практической деятельности студентов, так называемый проблемно-, проектно-ориентированный подход. Например, с нового учебного года появится уникальная дисциплина “Введение в инженерное изобретательство”. Студенты разделятся на группы и выберут проект, интересный их команде, а затем технически реализуют свои идеи. В каждом проекте должна быть механическая, электрическая и ИТ-составляющая. По курсу предусмотрено две лекции, остальное – практическая командная работа. Мы видели нечто похожее в университете города Олина в США, где студенты сами создали квадрокоптер – летательный аппарат, который вел видеосъемку объектов и одновременно подвергал цифровой обработке всю полученную визуальную информацию. У нас эту новую дисциплину изучают студенты второго курса ЭТО.
Во-вторых, мы планируем ввести игровые технологии в большинство классических дисциплин, которые у нас преподаются, – математику, физику, экономику. Наши студенты должны быть не просто слушателями, но активными участниками образовательного процесса, что позволит мотивировать их к посещению занятий, самостоятельному освоению материала и коммуникации.
Кроме этого, мы постоянно совершенствуем программу магистратуры ЭТО и открываем для студентов так называемую территорию элитного творчества и проектирования, где они смогут готовиться к занятиям, реализуя свои смелые идеи.

Константин ФРОЛОВ
Фото пресс-службы ТПУ

Нет комментариев