Поиск - новости науки и техники

Снова в моде. Инженерные специальности набирают популярность.

Где взять достаточное количество высококвалифицированных специалистов, чтобы вернуть стране былую экономическую мощь? Пути модернизации инженерного образования представители научно-образовательного сообщества обсудили на парламентских слушаниях “О государственной политике в сфере подготовки инженерно-технических кадров в РФ”, состоявшихся в Московском государственном строительном университете.
Задача существенного увеличения в ВВП доли высокотехнологичной продукции и наукоемких отраслей экономики (что невозможно без насыщения рынка труда хорошо подготовленными специалистами) поставлена в указе Президента РФ “О долгосрочной государственно-экономической политике”. Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко в ходе слушаний подробно осветила все аспекты проблемы инженерного образования, вернувшегося, по ее словам, в “поле государственного и общественного внимания”. Она подчеркнула, что подготовка современных инженерных кадров и повышение квалификации специалистов – важный раздел Федеральной программы развития образования на 2013-2020 годы. Кроме того, в ближайшем будущем планируется существенное увеличение нормативов финансирования подготовки инженеров и специалистов научного профиля. “К счастью, сейчас технические специальности снова входят в моду”, – с удовлетворением отметила председатель Совета Федерации.
Несмотря на то что российские вузы ежегодно выпускают более 200 тысяч специалистов, потребности российской экономики в инженерах в полной мере не удовлетворяются. Происходит это потому, что после окончания вуза больше половины молодых людей не идут работать по полученной специальности. Кроме того, современная промышленность каждый день предъявляет новые требования к уровню профессионального образования инженеров. “Являясь едва ли не самым трудоемким для человека, инженерное образование не гарантирует пока материального успеха и достойной реализации личности”, – объяснила Валентина Матвиенко.
Нерешенные проблемы накопились и внутри системы подготовки кадров этого профиля. В последние годы в регионах России на базе ведущих научно-образовательных центров созданы мощные федеральные университеты, успешно участвующие в интеграции науки и образования, но при этом в ряде вузов уровень подготовки специалистов не соответствует современным задачам – об этом говорили многие участники парламентских слушаний.
Все еще нет масштабной комплексной сформулированной стратегии развития инженерного образования, где важнейшим направлением работы по повышению качества подготовки специалистов была бы интеграция образования с бизнесом. Федеральный закон, призванный обеспечить участие работодателя в разработке и реализации государственной политики в области профобразования, был принят еще в 2007 году, но работает он не в полной мере и далеко не везде. Председатель Совета Федерации считает, что нужно находить и поддерживать эффективные формы взаимодействия системы профессионального образования и бизнеса.
Заместитель министра промышленности и торговли Глеб Никитин претензии к недостаточной связи реального сектора и высшей школы адресовал промышленникам. Они, по его мнению, должны быть активнее, особенно в сложившейся ситуации: наибольшее количество инженеров запросил оборонно-промышленный комплекс (ОПК), а профильная комиссия предписала обеспечить подготовку перечня востребованных профессий до марта 2013 года на основе методических рекомендаций Министерства труда РФ. Активнее участвовать в формировании заказа на подготовку специалистов нужного профиля, а также вовлекать будущих инженеров в реальную практическую деятельность призвал объединения работодателей и профессиональные ассоциации заместитель министра образования и науки Андрей Климов.
Зашла речь на слушаниях и о недостатках целевого приема. Председатель Комитета Государственной Думы по образованию Александр Дегтярев напомнил, что с 2011 года изменился порядок реализации государственного плана подготовки инженерных кадров для ОПК. Например, сформировано государственное задание вузам на основе целевого приема. Он сообщил, что на период до 2020 года Минобрнауки России должно разработать новую программу, в которой могут быть отражены такие “болезненные моменты”, как, например, установление контрольных цифр целевого приема для оборонно-промышленного комплекса в вузах, традиционно готовящих эти кадры. Александр Дегтярев предложил также ввести отсрочку от призыва на военную службу гражданам, окончившим вузы по специальностям, обеспечивающим научно-исследовательскую и конструкторскую деятельность.
Участники парламентских слушаний составили список рекомендаций для нескольких властных структур. Федеральному Собранию РФ предписано осуществлять мониторинг правоприменительной практики законодательных и нормативных правовых актов, а также содействовать разработке новой правовой базы, Правительству РФ – разработать и реализовать комплексную программу модернизации инженерного образования, предусмотрев вопросы развития сектора СПО. Помимо этого кабинету министров поручается увеличить финансирование подготовки инженеров, развивать механизмы взаимодействия вузов с промышленностью и работодателями, обеспечить разработку прогноза потребности в рабочих и специалистах с учетом реальных запросов рынка труда и тенденций развития перспективных направлений экономики и т.д. Минобр­науки России на основе прогноза должно совершенствовать механизмы планирования контрольных цифр приема в вузы, создать условия для обеспечения образовательной мобильности, провести анализ материально-технической базы и многое другое.
Главный акцент в этой работе, по мнению участников слушаний, должен делаться не на количество, а на качество выпускаемых вузами специалистов. Как заметил ректор Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Андрей Рудской, “в XXI веке все должны решать компетентные кадры”.

Татьяна ЧЕРНОВА
Фото Вячеслава Коротихина

Нет комментариев