Сопротивление среды. Школам не хватает дружелюбия к молодым специалистам.

Очередное публичное обсуждение специалистами ключевых проблем подготовки преподавателей школ на тему “Система педагогического образования: шансы есть?” состоялось за круглым столом в РИА Новости. Разговор был приурочен к стартовавшему в феврале очередному Всероссийскому конкурсу “Директор школы”. Председатель его жюри, главный редактор журнала “Директор школы” Константин Ушаков затронул важную тему — качество среды, в которой реализуют себя учителя. Как можно более раннее приобщение к этой среде будущих педагогов — один из векторов реорганизации процесса подготовки студентов в профильных вузах, который также обсуждали участники встречи.
Пока, как отметил вице-президент Российской академии образования (РАО) Виктор Болотов, в совершенствовании системы педобразования больше вопросов, чем ответов, и не случайно Минобрнауки решило создать рабочую группу по его модернизации. Уверенность участников круглого стола в том, что одной лишь реорганизации вузов для изменения ситуации недостаточно, поддержал и советник заместителя главы министерства Павел Мрдуляш: “Механическое слияние педвузов с университетами эффекта дать не может — надо искать содержательные ходы модернизации и разумные практики”.
Ректор Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ) Виталий Рубцов напомнил, что ранее педагогов никогда не готовили к решению задач, связанных с организацией деятельности учителей и их подопечных. Специалист, прежде всего, должен был знать свой предмет. Принятие стандартов, предусматривающих владение новыми компетенциями, поставило перед педагогами проблему соответствия этим требованиям. Ее решение зависит, прежде всего, от верной перестройки содержания подготовки педагогических кадров. “Для будущего педагога нужно создать новую ситуацию: лабораторные, лекционные формы педобразования должны уступить место практико-ориентированным”, — отметил ректор МГППУ. По его словам, образование должно строиться так, чтобы сам обучающийся становился конструктором. Деятельный конструктивизм — наследие выдающихся отечественных педагогов, психологов и дидактов — теперь положен в основу современных стандартов. “Полевая” среда, практические базы для подготовки студентов педвузов — это дошкольные учреждения, школы, лицеи. Шансы у системы педагогического образования есть, если, по словам Виталия Рубцова, “будем понимать, что должно измениться, если практико-ориентированные формы и базы для их реализации станут неотъемлемой частью педуниверситетов”.
В числе площадок, “на базе которых можно учить педагогов адекватно требованиям сегодняшнего дня”, Виктор Болотов назвал и школы, руководители которых участвуют в ежегодном конкурсе директоров. Одна из его задач — поддержать тех, кто ответственно и творчески подходит к формированию среды обучения на своем уровне образовательной системы, как сказал Константин Ушаков, “заботясь об условиях, удерживают фокус на развитие этой среды”. Он сообщил также, что эти люди, имея, как правило, небольшие ресурсы, проявляют себя прекрасными управленцами и чаще они встречаются в удаленных от центра регионах.
От директоров зависит многое. По выражению председателя жюри, “они могут и разрушить школу, и восстановить из пепла”, поэтому так важна поддержка лучших. В 2013 году акцент в конкурсе сделан на представление управленческого опыта, тема — “Человеческие ресурсы — от сопротивления к сотрудничеству”, девиз — “Управлять, создавая смыслы”, а целью заявлено “содействие повышению эффективности деятельности руководителей образовательных учреждений”.
По общему мнению участников круглого стола, именно школьная среда должна мотивировать будущих педагогов. Здесь, еще на ученической скамье, можно заметить и поддержать тех, кто проявляет необходимые для профессии задатки, здесь же студенты педвузов должны на деле применять получаемые знания и компетенции, оценивать свой потенциал.
Виктор Болотов заявил о целесообразности возрождения такой формы “работы на опережение”, как педагогические олимпиады школьников, призеров которых следовало бы зачислять без экзаменов в профильные вузы. В качестве примера новой идеологии подготовки специалистов в педвузах вице-президент РАО привел работу МГППУ, где к школе относятся не как к месту для практики, а как к партнеру, иногда — старшему. Студенты университета с первого курса погружены в атмосферу реальной школы, осваивают методики и техники взаимодействия со средой, в которой им предстоит реализоваться как профессионалам. Константин Ушаков обратил внимание на то, что среда эта достаточно консервативна и молодому специалисту с небольшим опытом нужно быть готовым и к ее сопротивлению.
Позитивные изменения в жизни школ в немалой степени зависят и от структур, занимающихся повышением квалификации педагогов. Как заметил ректор Московского института открытого образования Алексей Семенов, реализуемые ими программы должны ориентироваться не на конкретные запросы учителей, а на потребности современного общества. По его мнению, важно, чтобы свой вклад в повышение профессионального уровня школьных педагогов вносили как лучшие представители профессуры вузов различной специализации, так и наиболее сильные учителя, которых нужно привлекать к преподаванию в профильных университетах.

Татьяна ВОЗОВИКОВА

Нет комментариев