Манящий ПИК. Студенты-физики готовятся к штурму научных вершин.

Прогресс, достигнутый в строительстве высокопоточного нейтронного реактора ПИК за те два года, что Петербургский институт ядерной физики им. Б.П.Константинова полноценно функционирует в составе НИЦ “Курчатовский институт”, разителен. Выполнена программа физического пуска реактора, ведутся испытания и наладка оборудования для поэтапного освоения его недюжинной мощности.
Несмотря на мегаразмеры, ПИК — тонкий инструмент для постижения фундаментальных основ материи и уникальное учебное пособие. Не случайно очередное заседание молодой (чуть меньше года от роду) кафедры нейтронной и синхротронной физики Санкт-Петербургского государственного университета состоялось непосредственно на реакторном комплексе. Начавшись в аудитории, оно было продолжено в зале горизонтальных экспериментальных каналов, куда будут выводиться тепловые нейтроны, и завершилось в огромном нейтроноводном зале, где предполагается установить 26 приборов для работы с холодными нейтронами.
Расположенный в Гатчине ПИЯФ — институт для кафедры базовый; в этом смысле коллеги с физфака СПбГУ могут ее студентам и аспирантам позавидовать. Сейчас на ней учатся шесть магистрантов и шесть аспирантов, они приезжают из университетского кампуса в Петергофе к подножию реактора дважды в неделю на занятия и еще раз — для общения с научными руководителями.
Директор ПИЯФ член-корреспондент РАН Виктор Аксенов рассказал собравшимся об участии специалистов института в экспериментах по обнаружению бозона Хиггса на Большом адронном коллайдере в ЦЕРН, в анализе проб воды из реликтового подледного озера в Антарктиде, в прикладных разработках, таких как изучение влияния радиации на работу электронной техники. Он выразил надежду, что универсанты полюбят не только институт с его реактором, но и Гатчинский дворец, другие достопримечательности города и придут работать в ПИЯФ и на ПИК.
Директор НИЦ КИ, он же заведующий кафедрой член-корреспондент РАН Михаил Ковальчук, говорил о важности комплементарного сочетания рентгеновского и нейтронного рассеяния для материаловедения, метрологии, разработки современных нанобиотехнологий. Так вот, на базе реактора ПИК создается Международный центр нейтронных исследований — уже поступает оборудование из Германии, а по соседству с ним, в той же Гатчине, планируется построить еще одну мегаустановку — синхротрон 4-го поколения. Комплементарность будет налицо! Прямая причастность Курчатовского института к столь крупным проектам (к ним, разумеется, нужно добавить сооружение международного термоядерного реактора ИТЭР на юге Франции, рентгеновский лазер на свободных электронах в Гамбурге) сулит молодежи как научные открытия, так и отличные возможности для карьерного роста, которыми надо умело воспользоваться.
Разделяя энтузиазм шефа, ученый секретарь кафедры Наталья Григорьева слегка приземлила эти перспективы. Наряду со свободным доступом в ресурсные центры университета кафедре нужно свое демонстрационное оборудование, нужны еще ставки научных сотрудников, с ростом числа студентов — осенью начнется прием в бакалавриат — понадобится дополнительный транспорт для перемещения между Петергофом и Гатчиной и т.д. Заместитель заведующего, возглавляющий отдел исследования конденсированных состояний ПИЯФ, Сергей Григорьев предложил создать на основе реактора-ветерана ВВР-М учебный центр, подготовить методические пособия и пропустить через курс лабораторных работ все группы с физфака!
По мнению Михаила Ковальчука, многие вопросы можно решить, сформировав учебно-образовательный центр “ПИЯФ — СПбГУ” на условиях взаимного финансирования с привлечением грантов ФЦП “Научные и научно-педагогические кадры инновационной России”. Он заверил, что готов продвигать конструктивные предложения на уровне ректората и Ученого совета СПбГУ, и вместе с тем призвал молодых физиков к большей активности, творческой и гражданской, напомнив о принадлежности к славному факультету, на котором учились будущие нобелевские лауреаты Ландау и Прохоров, работали академики Фок, Фаддеев-старший, Лебедев и продолжают трудиться питомцы их научных школ.
После заседания директор НИЦ КИ пояснил, почему он — по сути, работодатель — согласился возглавить профильную кафедру и стать деканом физфака СПбГУ:
— Так мне легче сделать выборку людей, которым можно доверить работу на мегаустановках. Конечно, у них должны быть практические навыки, но, что еще более важно, широкий кругозор и умение думать — главные компоненты университетского образования. Применительно к ПИК нам нужны грамотные специалисты по обслуживанию реактора и, скажем так, свободные художники. Причем роль последних, с учетом того что на передний край выходят междисциплинарные исследования и конвергенция наук и технологий, будет возрастать.

Фото Александра КРУПНОВА