Презенты природе. Экологическое волонтерство набирает обороты по всей стране.

“Сегодня на территории Ненецкого автономного округа (НАО) установилась классическая зимняя погода: -21 градус, солнце”, — сообщили местные СМИ. Но долго ли еще такие температурные показатели будут считаться “классическими” в этом регионе, где одной из главных проблем является потепление климата? В последний день зимы Центр арктических инициатив, образованный жителями НАО, уже во второй раз провел в Нарьян-Маре День защиты холода. По задумке организаторов, такие акции, включающие в себя традиционные зимние забавы и народные гуляния, будут способствовать объединению мировой общественности в деле сохранения естественного климатического баланса Земли…

Незадолго до этого в центре все того же Нарьян-Мара прошла масштабная акция “Арктика — наш дом!” по сбору символических пожертвований — кубиков льда — “в поддержку белых медвежат и тюленят” с последующей отправкой всех собранных “средств” на Северный полюс. Мероприятие предваряла мощная информационная кампания, развернутая экологической организацией “Минлей” в городских СМИ по привлечению внимания общественности к экологическим проблемам Арктики. Скептику со стороны могло показаться, что происходящее имеет легкий налет абсурда: посреди заснеженного Нарьян-Мара после зажигательного танца, исполненного неравнодушными жителями города под заводную песенку про медведей из кинофильма “Кавказская пленница”, все участники акции от мала до велика стали собирать в тележку, запряженную северными оленями, ледяные кубики, заготовленные заранее (некоторые особо старательные граждане заморозили внутри льда ягоды и фрукты, чтобы гипотетическим медвежатам и тюленятам было приятней). Однако именно этот неординарный проект завоевал победу в конкурсе “100 шагов до Арктики”, организованном компанией Panasonic в октябре прошлого года. Церемония награждения команды “Минлей” сертификатом на экскурсионную поездку в долину алтайской реки Аргут прошла в конце февраля в Москве.
Напомним, что для участия в данном конкурсе необходимо было собрать команду численностью от четырех человек, разработать идею экологической акции и реализовать ее до 30 ноября 2012 года. Приветствовались любые идеи по благоустройству города или пригорода, защите животных, экообразовательные акции, акции по экономии электро-энергии или воды, внедрение экоинноваций и т.д. Победители отбирались экспертами Panasonic и Всемирного фонда дикой природы (WWF) с учетом таких критериев, как масштабность акции, степень полезности акции для экологии региона, а главное — креативность идеи. Одной из важнейших частей проекта также стала серия открытых лекций на тему глобального изменения климата, его причин и способов решения этой проблемы, прочитанных профессиональными экологами при поддержке Panasonic в вузах Москвы, Санкт-Петербурга, Волгограда, Казани, Уфы, Архангельска, Владивостока и других городов.
Генеральный директор компании Panasonic России Сигэо Судзуки, запуская конкурсную инициативу, отметил, что в преддверии столетнего юбилея Panasonic в 2018 году компания поставила перед собой глобальную цель — стать лидером экологических инноваций в индустрии электроники. “Это подра-зумевает не только создание технологий, минимизирующих воздействие производства и продуктов электроники на окружающую среду, но и формирование экологичного образа мышления, — заявил Сигэо Судзуки. — Уверен, что конкурс “100 шагов до Арктики” поможет всем нам сделать несколько очень важных шагов к спасению российского Севера и всей Земли”. С апреля прошлого года Panasonic наладила тесное сотрудничество с WWF и занялась поддержкой проекта Фонда “Медвежий патруль”. Его основная цель — восстановление популяции белых медведей. Именно на основе этого проекта был инициирован всероссийский конкурс “100 шагов до Арктики”, который должен был не только привлечь внимание общественности к проблемам Арктики, но и стимулировать в России подъем экологического волонтерства, поскольку, по мнению организаторов, решение проблем Арктики невозможно отделить от экологических проблем на всей территории страны.
По словам руководителя отдела рекламы и PR Panasonic России Инны Борщевой, когда акции был дан старт, организаторы надеялись на участие хотя бы нескольких команд. Но уже через два месяца число конкурсантов приблизилось к сотне. В результате конкурс “100 шагов до Арктики” получил широкий отклик: на суд жюри поступило 94 реализованных проекта. География конкурса охватила 76 населенных пунктов, представляющих 45 субъектов Российской Федерации. На сегодня суммарное количество участников акций превысило 120 тысяч человек.
— Наш конкурс — для тех, кто готов строить жизнь в гармонии с природой, начиная со своего дома, района, города, — отметила Инна Борщева. — Компании Panasonic хотелось не просто вложить деньги в очередное проходное мероприятие, но организовать что-то значимое, чем мы сможем действительно гордиться. К сожалению, мы не можем бросить все и лично отправиться в Арктику, чтобы заняться, например, спасением тех же медведей, но мы решили объединить экологических волонтеров по всей стране, дать им понять, что они не одни, предоставить возможность для обмена опытом… Так и родилась идея нашего конкурса, ведь каждая акция, представленная в нем, — это еще один, пусть маленький, но очень значимый шаг, из которых и складывается дорога от вашего региона до арктического…
Как рассказали участники команды-победителя, экологической организации “Минлей” уже более трех лет. Ее члены регулярно участвуют в таких всероссийских экологических действах, как “Блогер против мусора” (инициатор — известный блогер, путешественник и бизнесмен Сергей Доля) или “Чистые берега”. Однако в “Минлей” уверены: уборка мусора ради самой уборки не имеет никакого значения. Основной фокус надо делать на просвещении, заниматься воспитанием экологической культуры молодежи. А поскольку главная экологическая проблема НАО — изменение климата, то “Минлей” уже несколько лет организует “акции в защиту холода” и мероприятия, направленные на сохранение биоразнообразия региона. Представитель “Минлей” Илья Кадикин отметил, что основной девиз организации — “Мысли глобально, а действуй локально”:
— Да, мы знаем, что многие не верят в то, что наши акции могут что-то изменить. Но мы специально проводили опрос жителей округа и выяснили, что людям сегодня не хватает позитивных веяний, что, если появится какая-то хорошая идея в области охраны окружающей среды, они готовы активно включиться в работу. При этом экологическое волонтерство не может существовать без лидеров, сильных личностей, которые своим примером, позитивным настроем ведут за собой, организуя интересные экологические мероприятия. Сейчас в основном все наши проекты реализуются на собственные средства, в регионе не хватает представителей бизнеса, которые могут предложить спонсорскую помощь и поддерживать экологические инициативы. Однако отрадно то, что со стороны администрации, чиновников НАО с каждым годом нашим акциям оказывается все большая поддержка.
Обсуждение важных особенностей российского экологического волонтерства, которые позволили подвести итоги конкурса “100 шагов до Арктики”, было продолжено специалистами за круглым столом. Основной темой дискуссии стал вопрос о том, способны ли сегодня российские волонтеры своими силами бороться с экологическими проблемами. Участники сошлись во мнении, что само по себе эковолонтерство устранить все трудности не сможет, но способно поднять остроту тех или иных вопросов, подтолкнув общество к их скорейшему решению.
В то же время координатор программы по сохранению биоразнообразия фонда WWF Россия Владимир Кревер подчеркнул, что решить некоторые задачи по защите и изучению животных до сих пор невозможно без помощи волонтеров, так как у государства на них банально не хватает ресурсов, в том числе человеческих:
— Ведь как возникла программа “Медвежий патруль”? Этот проект придуман WWF Россия, аналогов не имеет, представляет собой классический пример взаимодействия природоохранников и населения. На территории нашей страны обитает около 25% мировой популяции белых медведей. В последние 10 лет в связи с изменениями климата эти редкие и очень опасные хищники все чаще стали выходить к окраинам населенных пунктов в поисках корма. При этом в данный момент у нас на всю Чукотку работают только трое специалистов, на государственном уровне отвечающих за охрану белых медведей. Согласитесь, этого явно недостаточно. “Медвежий патруль” — это созданные силами местного населения волонтерские бригады, которые отпугивают медведей от поселков, а в особо сложных случаях — обездвиживают мишек и увозят их подальше от людей. Таким образом, одновременно происходит и спасение, и изучение медведей, например, ведется мониторинг их сезонных перемещений. Сейчас в России есть заповедники, а есть земли, которые имеют особое природоохранное значение, но реальная охрана зверей там еще не организована. И единственный способ вести там контроль и наблюдение за представителями дикой природы — привлекать местную общественность. Мы начинаем этот процесс с просвещения детей, включаем учителей биологии, вокруг которых постепенно формируется сообщество по защите природы. Безусловно, один человек не сможет решить глобальных проблем, но организованное сообщество, пусть и непрофессиональное, способно на многое.
В свою очередь, старший специалист Фонда “Общественное мнение” Инна Иванова сообщила, что, хотя, согласно опросам, проблемы экологии нередко “тонут” на фоне общей социальной неустроенности россиян, 70% населения РФ подтверждают, что экология их очень волнует. 6% населения крупных российских городов уже участвуют в волонтерских экоакциях, 24% когда-либо участвовали, 36% заявляют о том, что готовы участвовать в будущем. При этом 64% наших сограждан верят, что человек способен своими силами менять экологию своего города и края к лучшему.
Подводя итоги круглого стола, Инна Борщева отметила, что пока, к сожалению, большинство экологических волонтерских проектов не воспринимается администрацией городов и регионов всерьез:
— Нам необходима повседневная работа по продвижению экологического волонтерства среди не только государственных органов, но и бизнеса, общественных организаций. Сегодня волонтерам не хватает системности, но это движение в России можно и нужно выводить на другой уровень.
Кстати, конкурс “100 шагов до Арктики” в скором времени получит свое логическое продолжение, поэтому участникам, не одержавшим победу в нынешнем состязании, не стоит расслабляться: следите за обновлениями информации об экологических инициативах Panasonic на сайте компании и на страницах газеты “Поиск”.

Анна ШАТАЛОВА
Фото автора и с сайта www.chumoteka.ru

Нет комментариев