Домашнее задание. Региональные конкурсы: уроки и оценки.

Государству небезразлична деятельность финансируемых им фондов, которые занимаются поддержкой научной и научно-технической деятельности. Это показало состоявшееся в самом конце прошедшего года заседание Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям, на котором, в частности, обсуждалась работа Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
Надо сказать, что ученых сильно беспокоило урезание бюджета этих организаций в 2010-2011 годах и в следующее трехлетие. Поэтому они порадовались, когда председатель правительства Владимир Путин отметил на заседании комиссии важность конкурсного механизма поддержки науки и инноваций, пообещав уточнить, наконец, правовой статус фондов и рассмотреть возможность увеличения их финансирования.
Позитивно были восприняты и слова премьера о необходимости большей публичности и прозрачности, а также усиления общественного контроля в этой сфере. Призыв главы правительства обеспечить профильное сообщество исчерпывающей информацией о том, “как функционирует эта кухня и какой продукт она выдает”, несомненно, относится и к журналистам. Мы решили узнать подробности организации одного из направлений работы РФФИ — региональных конкурсов. На вопросы “Поиска” ответил академик Валерий Матвеенко — председатель Координационного совета РФФИ по региональным конкурсам, председатель Президиума Пермского научного центра УрО РАН, директор Института механики сплошных сред УрО РАН.
— Валерий Павлович, какое место занимают региональные конкурсы в деятельности РФФИ и чем они отличаются от прочих?
— На региональные конкурсы (РК) поступают до 15-20% от общего числа приходящих в фонд инициативных проектов. Например, на конкурсы 2011 года поступило более 2 тысяч заявок. Если говорить о средствах, выделяемых РФФИ на финансирование РК, то ранее эта величина составляла 5-6%, в 2010 году она была уменьшена до 4,2%, на 2011 год запланировано 4%.
Главной особенностью региональных конкурсов изначально было паритетное финансирование победивших проектов со стороны РФФИ и региона, интересы которого представляют, как правило, органы власти субъекта Федерации. Выделяя средства, регион инициирует решение фундаментальных научных проблем, актуальных для данной территории.
— Каким образом регион формирует свое “задание”?
— Это не происходит по какой-то одной схеме. Чаще всего профильные министерства субъектов Федерации, отвечающие за науку, во взаимодействии с ведущими учеными определяют перечень важных для данной территории, “домашних”, проблем, решить которые невозможно без фундаментальных исследований. Эти направления согласовываются с РФФИ, и затем по ним объявляется конкурс. Претенденты на грант подают заявки в соответствии с общими правилами РФФИ.
А далее опять проявляется специ­фика региональных конкурсов. Поскольку необходимо оценить как научную значимость проекта, так и соответствие его заявленным регионом приоритетам, экспертиза проводится в два этапа. Проекты независимо друг от друга анализируют эксперты РФФИ по принятой в фонде схеме и региональные экспертные советы конкурса, в которые входят представители местных вузов, академических и отраслевых НИИ, органов власти. Квалификация этих советов достаточно высока: в подавляющем большинстве его члены — доктора наук. Помимо участия в проведении конкурсов РФФИ этот корпус экспертов проводит анализ других региональных научных и научно-технических программ.
— А как сводятся данные региональной и центральной экспертиз?
— Если победивший проект получил высокие или низкие баллы у всех экспертов, вопросов не возникает. А вот когда результаты двух экспертиз расходятся, их “сшивает” Координационный совет региональных конкурсов. Главным ориентиром для нас являются оценки экспертизы РФФИ, хотя мнение региона мы не отметаем. Проекты-победители наряду с высшими баллами от экспертов РФФИ обязательно имеют хорошие оценки в регионе. Если на местах делают акцент на важности той или иной работы, мы относимся к ней особенно внимательно. Просим экспертные советы РФФИ провести дополнительную экспертизу, анализируем ситуацию и отсекаем проект, если понимаем, что речь идет о лоббировании интересов какой-либо научной группы.
Работы по сопоставлению результатов двух экспертиз достаточно много, поэтому Координационный совет приходится собирать часто. Следует отметить, что в состав нашего совета входят представители академического и вузовского научного сообщества всех федеральных округов РФ, авторитетные специалисты в разных областях знаний. На свои заседания мы приглашаем членов региональных экспертных советов. Таким образом обеспечиваются обратная связь между РФФИ и научной общественностью, прозрачность в принятии решений.
— Давайте вернемся к особенностям финансирования региональных конкурсов. Хватает ли возможностей фонда, чтобы обеспечить свою половину грантов в том количестве, на которое претендуют регионы?
— Когда региональные конкурсы начинались, мы всем отвечали эквивалентно, но сегодня, конечно, уже не можем этого делать. Судите сами: с фондом взаимодействует около 65 регионов. Такие участники, как Томская, Нижегородская области, республики Татарстан и Башкортостан, Пермский и Краснодарский края, заинтересованные в развитии своего научного потенциала, общими усилиями могут “съесть” весь бюджет региональных конкурсов. Он в последние годы составляет примерно 250-300 млн рублей, а перечисленные территории заявляют о готовности вложить до 50 млн каждая. Так другим может вообще ничего не остаться. Поэтому одна из задач Координационного совета — определение квот регионов исходя из их предложений, возможностей фонда и статистических данных за прошлые годы. Бывает, что региональные власти принимают решение полностью из своих средств профинансировать выполнение работ, которые прошли экспертизу фонда и получили хорошие оценки, но не попали в число победителей конкурса. Если это случается, такие проекты реализуются в рамках региональной программы РФФИ.
— И ваш совет контролирует их выполнение, несмотря на то что фонд не вложил в них ни копейки?
— Именно так! А почему нет? Далеко не все субъекты Федерации имеют необходимый опыт конкурсной поддержки исследований. При этом они хотят понять, какие перспективные научные направления развиваются на их территории, найти разработки, являющиеся основой для инноваций. Одна из главных задач нашего конкурса — помочь региону при проведении независимой квалифицированной экспертизы.
— Вы сказали, что заключаете соглашение о софинансировании грантов в основном с субъектами Федерации. А кто еще может выступать партнером фонда?
— Да кто угодно. Если найдется физическое лицо, готовое профинансировать работы по фундаментальным проблемам, имеющим значение для конкретного региона, то мы будем ходатайствовать перед Советом РФФИ о заключении с ним соглашения. Главное, чтобы представленные на конкурс проекты соответствовали требованиям фонда, который платит свои 50% от суммы гранта. Если говорить об имеющемся опыте, то недавно подготовлено трехстороннее соглашение между правительством Самарской области, РФФИ и Инновационно-инвестиционным фондом Самарской области. Мы надеемся, что направление по софинансированию конкурсов со стороны компаний, заинтересованных в результатах работ, будет развиваться. Благодаря этому мы сможем уменьшить долю РФФИ в ряде грантов. А квалификация экспертов фонда послужит гарантией фундаментального характера проводимых работ.
— За выделяемые в региональных конкурсах средства уже сегодня идет нешуточная борьба. Получается, что расширение круга участников никому не интересно…
 — Если власти в регионах будут ставить перед учеными серьезные задачи, а научные коллективы предлагать сильные проекты, обеспечивающие их решение, мы поднимем вопрос о повышении доли региональных конкурсов в бюджете РФФИ. Ведь они являются важным элементом государственной научно-технической политики. Каждый год в число участников входят один-два новых региона.
— Какие проблемы больше всего волнуют Координационный совет региональных конкурсов?
— Самые сложные для нас вопросы — организационные. Один из них — неритмичное поступление грантовых средств. Максимум выплат приходится на середину и конец года. Дело в том, что фонд перечисляет грантополучателям средства только после соответствующих выплат со стороны региона. А там часто случаются накладки. Деньги на финансирование конкурса все изыскивают по-разному: некоторые закладывают эти средства в профицит бюджета, который формируется только по итогам первого полугодия. Приходится просить их применять другие схемы выплат, ссылаясь на опыт тех органов власти, которым удается наладить своевременное поступление средств. Мы работаем на стыке двух уровней законодательства и часто, к сожалению, сталкиваемся с противоречиями в нормативной базе. С целью распространения передового опыта мы проводим выездные заседания и межрегиональные конференции грантополучателей.
— Было время, когда под сомнение ставилась сама возможность финансирования науки из бюджетов субъектов Федерации. Сегодня этот вопрос решен?
— Он всплывает постоянно. Мы получили заключение из Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, ответы аппарата правительства, Министерства финансов, что такая практика вполне законна. Тем не менее, руководители некоторых регионов сомневаются — могут ли они перечислять средства федеральным структурам, например институтам РАН. Здесь весь вопрос, какие задачи решаются. Если региональная власть не хочет поддерживать науку, она легко найдет законодательные запреты. И, наоборот, всегда есть варианты, как “вписаться” в существующее нормативное поле. Было бы желание! Наш Координационный совет со своей стороны готов откликнуться на любую инициативу.
— Есть ли примеры таких инициатив?
— В 2010 году завершилось выполнение работ, победивших в первом межрегиональном тематическом конкурсе РФФИ “Приоритетам развития агропромышленного комплекса — фундаментальное научное обеспечение”. В этом пилотном проекте приняли участие Краснодарский край, Орловская и Тамбовская области. Заинтересованные стороны много сделали, чтобы конкурс состоялся. Найти механизмы консолидации средств разных субъектов Федерации для решения единой задачи было непросто.
С учетом данного опыта мы готовы рассмотреть возможность проведения межрегиональных конкурсов в еще более серьезных масштабах. Например, недавно стартовал инвестиционный мегапроект “Урал промышленный — Урал полярный”, объединяющий интересы нескольких федеральных округов. Если найдется инициативная команда, готовая наладить взаимодействие органов власти для поддержки научной составляющей этого проекта в рамках региональных конкурсов РФФИ, за нами дело не станет.
— Приходилось слышать мнение, что региональные проекты-победители уступают в качестве выигравшим в основных конкурсах РФФИ…
— Разговоры о региональных проектах “второго сорта” — это замшелый стереотип, сохранившийся с конца 1990-х годов, когда наше направление проходило период становления. Конечно, бывает, что на региональные конкурсы, как и на любые другие, присылаются слабые заявки, но эксперты их и оценивают соответствующим образом. А наш Координационный совет пропускает в число победителей только проекты, набравшие баллы не ниже среднего по данному направлению науки в общем конкурсе РФФИ. В силу этих ограничений случается, что некоторые регионы, откуда пришли слабые проекты, не “выбирают” тех квот, которые были для них заложены.
— Участвует ли регион в оценке результатов выполнения своих проектов?
— Формально — нет. Отчеты проходят только общую экспертизу РФФИ. Но многие регионы по своей инициативе выпускают итоговые сборники, проводят отчетные конференции, семинары, на которых перед представителями промышленности выступают исполнители проектов с предложениями о практическом использовании полученных результатов. Кстати, чтобы составить объективное мнение об организации и результатах региональных конкурсов, “Поиску”, наверное, стоит пообщаться с другими участниками процесса — нашими региональными партнерами и конкурсантами.
— Обязательно это сделаем.

Беседу вела Надежда ВОЛЧКОВА

Нет комментариев