Удвоение поправок. Новый закон об образовании прибавил работы депутатам.

По словам председателя Комитета Государственной Думы по образованию Александра Дегтярева, парламентские слушания на тему “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “Об образовании” должны поспособствовать “гармоничному урегулированию правоотношений в самой образовательной сфере и смежных с ней отраслях на длительное время”. Проект соответствующего ФЗ №121975-6 поступил в Госдуму осенью прошлого года. В редакции документа после первого чтения он предусматривал поправки в 102 законодательных акта, однако после принятия основного Закона РФ “Об образовании” появилась необходимость этот перечень расширить почти вдвое. Как сообщил глава комитета, после второго чтения проект затронет еще порядка 70 документов. Предполагаемые изменения на слушаниях обсудили представители ряда комитетов ГД РФ, Минобрнауки и еще одиннадцати федеральных министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов РФ, общественных организаций, РАН. Заседание было доступно и для интернет-аудитории.
Открывая слушания, депутат Николай Булаев отметил, что значимость законопроекта не менее велика, чем у Закона об образовании, и сегодня есть хорошая возможность “детально обсудить проблемы, которые выявлены в ходе подготовки к рассмотрению документа во втором чтении”. Его коллега Олег Смолин, в свою очередь, предупредил, что дополнительный законодательный акт “не должен усугубить недостатки основного”. Модернизировать в соответствии с основным ФЗ правовые нормы в актах федерального и регионального уровней необходимо до 1 сентября, когда ФЗ “Об образовании” вступит в силу.
Александр Дегтярев сообщил, что большая часть намеченных поправок связана с терминологией — она должна быть соотнесена с понятиями, установленными новым ФЗ “Об образовании”. При этом около трети изменений затрагивают законы, регулирующие вопросы изучения языков, религиозное образование, а также финансовое обеспечение дополнительных гарантий по социальной поддержке некоторых категорий учащихся. Председатель комитета привел несколько примеров новаций, реализация которых должна быть юридически подкреплена обсуждаемым законом. В их числе — изменения, связанные с повышением эффективности подготовки кадров высшей квалификации. Внесения поправок, в частности, требуют нормы ФЗ №127 “О науке и государственной научно-технической политике”, касающиеся докторантуры и аспирантуры, совершенствования системы ученых званий и ее соотнесения с должностями научно-педагогических работников, а также модернизации положений, связанных со взаимным признанием иностранных документов об ученых степенях и ученых званиях в РФ и за рубежом.
Чтобы поднять престиж квалифицированных рабочих, в новом ФЗ “Об образовании” начальное профессиональное образование отнесено к первому уровню СПО. Это требует решения ряда нормативных вопросов, включая отсрочку для студентов от призыва в армию.
Еще пример. Право сирот обучаться на подготовительном отделении вузов за счет бюджета — льгота, которой не было до принятия нового ФЗ “Об образовании”. Теперь ее необходимо обеспечить введением в закон “О воинской обязанности и военной службе” нормы, предоставляющей таким абитуриентам отсрочку в случае достижения ими 18 лет до завершения учебы.
Статс-секретарь — заместитель главы Минобрнауки Наталья Третьяк добавила, что отдельного внимания при подготовке законопроекта требуют вопросы унификации системы льгот для различных категорий абитуриентов, поскольку это касается большого числа отраслевых нормативных актов. Важная тема — изменения в части подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников отдельных отраслей экономики, влекущие за собой существенные поправки в Трудовом кодексе. Также будут уточнены положения, в которых идет речь о гарантиях и компенсациях работникам, совмещающим работу с учебой. А отказ от статусного деления ряда образовательных учреждений, закрепленный в новом ФЗ “Об образовании” (согласно закону, сегодня их учредитель может определять статус в названии на свое усмотрение), должен привести к упразднению нормы о госпошлине за установление статуса в Налоговом кодексе.
За изменением федерального законодательства следуют поправки и в региональных. Наталья Третьяк сообщила, что министерство предложило модель Закона об образовании для уровня субъектов РФ. Базовые положения этого документа могут быть конкретизированы в каждом регионе с учетом его особенностей, при этом они не должны дублировать нормы основного ФЗ. Проект уже размещен на сайте Минобрнауки.
Идеи по приведению действующих нормативных актов в соответствие с новым ФЗ “Об образовании” высказывали и другие участники слушаний. Представитель Общественной палаты РФ Любовь Духанина предложила отменить конкурсы для участников сетевых форм реализации образовательных программ (по сути, это передача имущества третьим лицам, которая, по закону, требует проведения конкурсов или аукционов). Председатель Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая обратила внимание на то, что вариативность учебников для средней школы и борьба их издателей за рынок сбыта — явления, не отвечающие поставленным в законе задачам повышения качества обучения и единства образовательного пространства. К тому же они содержат коррупционные риски. По мнению главы комитета, с этим надо разобраться. Необходимо также юридически более четко гарантировать педагогам возможность непрерывного повышения квалификации, поскольку теперь к ним предъявляются более высокие требования.
Представитель Генерального штаба Вооруженных сил РФ Алексей Князев опирался в своем выступлении на результаты мониторинга Минобрнауки. “Один из “спасательных кругов”, позволяющих держаться на плаву неэффективным вузам, — устаревшая практика предоставления отсрочки от призыва”, — заметил он и заявил, что Минобороны считает правильным распространять это право только на студентов эффективных университетов. Такие вузы, по его словам, должны быть включены в специальный перечень, утверждаемый Правительством РФ. Николай Булаев в ответ на предложение Минобороны заметил, что подобная поправка в основной закон от министерства не поступала, а срок подачи давно прошел.
Академик РАН Валерий Черешнев, заместитель главного ученого секретаря Президиума РАН Владимир Иванов, а также председатель профсоюзного объединения “РКК — Наука” Анатолий Миронов говорили о необходимости создания законодательной основы для интеграции вузовской и академической науки, соответствующей требованиям нового ФЗ “Об образовании”. Они также обратили внимание на отсутствие внятного механизма выплат степенных надбавок научным работникам. Наталья Третьяк пояснила, что, поскольку наличие ученой степени — показатель квалификации специалиста, соответствующая выплата должна быть включена в должностной оклад. Необходимая поправка будет внесена в действующий нормативный документ.
Законы, которые подлежат изменениям, в Госдуме курируются сразу несколькими профильными комитетами и затрагивают интересы целого ряда федеральных органов исполнительной власти. Для большей эффективности процедуры согласования Александр Дегтярев предложил создать рабочую группу из представителей заинтересованных структур и принять законопроект в трех чтениях до конца весенней сессии. Участники слушаний идею сотрудничества в рамках такой группы одобрили, а председатель комитета пообещал, что окончательный вариант их рекомендаций будет подготовлен до 19 марта.

Татьяна Возовикова
Фото Николая СТЕПАНЕНКОВА и с сайта pedsovet.org

Нет комментариев