Вне недр. Интеллектуальный потенциал Сибири богаче ресурсного.

Незадолго до новогодних праздников председатель Сибирского отделения РАН академик Александр Асеев собрал журналистов за чашкой чая, чтобы подвести итоги 2010 года.
— Год для Сибирского отделения прошел интересно, содержательно, результативно, настроение хорошее — нам есть чем гордиться, — начал свой рассказ руководитель СО РАН. — В декабрьском номере Nature вышла уже вторая в 2010 году публикация о находке наших археологов: в Денисовой пещере на Алтае найдены фаланга пальца и коренной зуб, принадлежавшие ранее неизвестным науке представителям “человека третьего вида”. Анализ митохондриальной и ядерной ДНК показал, что “Денисовский человек” принципиально отличается и от неандертальца, и от современного человека. Лишь у жителей Меланезии сохранилось 4-6% генов, совпадающих с генами древнего алтайца. Обнаружение “человека третьего вида” — чисто научный результат, который невозможно коммерциализировать, но он войдет во все учебники.
Основополагающих результатов добились и физики. Как известно, при создании Большого адронного коллайдера использовались два принципа, впервые предложенных в Институте ядерной физики (ИЯФ СО РАН), — принцип встречных пучков и принцип электронного охлаждения. В эксперименте со встречными пучками тяжелых ионов свинца на БАК впервые проведено прямое наблюдение эффекта подавления адронных струй. Этот эффект доказывает, что рождающиеся при столкновении ядер облачка плотной материи — кварк-глюонная плазма, иначе говоря, фрагмент протоматерии, из которой образовалась Вселенная.
В Институте физики полупроводников получены первые в России большеформатные фотоприемные матрицы инфракрасного диапазона для тепловизионных устройств. В уже упомянутом ИЯФ осуществлена стабильная генерация эпитепловых нейтронов и проведены первые эксперименты по нейтронзахватной терапии опухолевых клеток.
Вообще, традиционное для Сибирского отделения содружество физиков с биологами способствует прорывам в создании устройств для медицины. Так, разработан оптико-поляризационный ДНК-сенсор для экспресс-анализа на гепатит С, ВИЧ-1, клещевой энцефалит и боррелиоз. Институт физики полупроводников, Институт автоматики и электрометрии и Институт химической биологии и фундаментальной медицины вместе сделали сверхчувствительный нанопроволочный сенсор биомолекул (биочип). Сегодня это прорывное решение в создании элементной базы нового поколения для исследовательского оборудования, для детекции единичных биологических молекул. Наши институты активно участвуют в российских и международных программах по протеомике — их реализация сулит выход на новый качественный уровень исследований в биологии.
— Год у Сибирского отделения выдался “урожайным” — достижений у институтов очень много. Какие из научных результатов вы бы выделили?
— Работы Института ядерной физики, спиновые кристаллы Международного томографического центра, открытие “человека третьего вида”, работы по клеточной биологии и геномике. Аспирант Института химической биологии и фундаментальной медицины Владислав Милейко получил в 2010 году премию имени Владимира Зворыкина за лучший инновационный проект — создание нового метода диагностики рака молочной железы. Еще 23 молодых ученых СО РАН получили гранты Президента РФ. Удостоены в прошедшем году  сотрудники Сибирского отделения и двух Государственных премий: доктор физико-математических наук Николай Винокуров из ИЯФ за создание лазера на свободных электронах и академик Валентин Пармон из Института катализа за пионерские работы в области катализа.
Кстати, Нобелевская премия по физике в очередной раз “прошла совсем близко” от СО РАН — в Институте неорганической химии и Институте физики полупроводников разработаны технологии получения слоев графена, фторографена и трехмерных структур на их основе. Есть совместные публикации сибирских ученых с нобелевскими лауреатами А.Геймом и К.Новоселовым.
В Сибирском отделении прекрасная инфраструктура в области нанотехнологий: лазер на свободных электронах и другие установки ИЯФ СО РАН, системы для нанодиагностики, размещенные в институтах СО РАН и Новосибирском госуниверситете, SPF-виварий Института цитологии и генетики, введенный в строй в 2010 году.
Разработанные технологии находят применение в промышленности — стартовала программа “Сибирская керамика”: благодаря научно-техническим решениям Института лазерной физики, Института катализа, Института химии твердого тела и механохимии, Института теоретической и прикладной механики, Томского политехнического университета и усилиям местных заводов Новосибирск может превратиться в столицу нанокерамики — нового материала, который найдет применение как в оптике, так и в медицине.
Прекрасным новогодним подарком стала поддержка со стороны РОСНАНО проекта по получению на Новосибирском заводе химконцентратов (НЗХК) железофосфата лития — нового перспективного катодного материала для литий-ионных аккумуляторов, разработанного в нашем Институте химии твердого тела и механохимии (ИХТТМ). Этот проект с объемом инвестиций в 2,5 миллиарда рублей несколько меньше одобренного ранее проекта по производству литий-ионных аккумуляторных батарей, который реализуется совместно с китайской компанией Thunder Sky Group Limited (13,8 миллиарда рублей инвестиций, запуск завода в 2011 году), но все равно доказывает перспективность содружества ИХТТМ с НЗХК.
— Одной из побед организационного плана можно считать утверждение правительством в июле 2010 года Стратегии социально-экономического развития Сибири на период до 2020 года, в разработку которой немалый вклад внесли ученые-экономисты СО РАН во главе с академиком Валерием Кулешовым…
— Это вполне реалистическая программа действий — главное, чтобы она реализовывалась последовательно и в полной мере. Правда, этот документ нацелен, прежде всего, на зримые изменения в промышленности и инфраструктуре, но мы готовим предложения и для научно-образовательной сферы востока России. На уровне глав государств и правительства одобрена “Концепция развития Сибирского отделения РАН до 2025 года”. Она предусматривает, в частности, создание нескольких объектов класса Mega Science — электрон-позитронного коллайдера, Национального гелиогеофизического комплекса, нефтегазового центра, центра мониторинга социально-экономических процессов и природной среды Сибирского федерального округа.
По одному из этих проектов правительство, наконец-то, приняло решение о финансовой поддержке — около 300 миллионов рублей запланировано на проектирование Национального гелиогеофизического комплекса Института солнечно-земной физики (Иркутск). Правда, только в 2013 году. Если учесть, что этот проект СО РАН пробивает около 10 лет… Сходным образом обстоит дело и с жильем для молодых ученых: президент дал поручение в декабре 2009 года, распоряжение вышло только в феврале 2010-го, к настоящему моменту подписано лишь два соглашения — между РАН и Фондом содействия развитию жилищного строительства, между СО РАН, Минрегионразвития и Агентством по ипотечному жилищному кредитованию. По последнему наше отделение получило 80 квартир в Омске, Красноярске, Томске и Иркутске. Вот и все, что было сделано за год. Даже с помощью президента страны трудно преодолеть инерционность нашей бюрократической машины.
Феномен Сколкова ярко высветил парадокс: для того чтобы обеспечить реальный инновационный процесс, необходимо создать особые условия, отличающиеся от условий остальной России. А ведь Сколково — всего лишь полигон, на котором следует отработать комплекс правовых, финансовых, организационных решений, отследить их эффективность и затем перенести в другие научно-технологические центры страны, такие как Обнинск, Дубна, Пущино и Новосибирский академгородок. Ученые надеются, что “сколковский режим благоприятствования” для науки и инноваций неминуемо рано или поздно должен быть распространен на всю территорию России.
— Стоит вспомнить, что перед самым юбилеем Лаврентьева впервые за 30 с лишним лет было принято решение о строительстве в Сибири нового академгородка…
— Прошедший год был знаковым для Сибирского отделения — мы активизировали сотрудничество с сибирскими регионами. Подписаны соглашения с Омской и Кемеровской областями, Алтайским и Забайкальским краями, Республикой Алтай. Действительно, принято решение о строительстве угленаукограда в Кемерове: на берегу Томи в лучших лаврентьевских традициях будет построен академгородок, где руководители проектов получат современные коттеджи по беспроцентному кредиту на 20 лет. Планируем открыть в Кемерове два новых института. В перспективе же задача СО РАН в этом регионе — возрождение угольной науки для всей страны.
Наука умеет быть полезной. Успешные академические институты независимо от их расположения предлагают разработки, заведомо востребованные сибирскими территориями. Например, сегодня много говорят об электронном правительстве. Институт вычислительных технологий и Институт вычислительного моделирования при поддержке правительства Красноярского края сделали прекрасную систему мониторинга социально-экономических процессов и природных явлений.
Имея огромные природные и территориальные ресурсы, Сибирский регион уступает остальной России по главному показателю, определяющему степень развития, — уровню жизни людей. Эту несправедливость необходимо исправлять. Иначе нас опять опередят соседи за границей.
В 2010 году мы начали активное взаимодействие с Монгольской академией наук, и я — впервые в жизни — побывал в Монголии. Имел возможность лично убедиться, что скоро на периферии наших регионов — Горного Алтая, Тывы, Бурятии, Забайкальского края — появится сильное и быстро развивающееся государство. В Монголии практически у каждой юрты джип, солнечная батарея, спутниковая антенна и биотуалет. А в сибирских деревнях как люди живут?
— Каковы первоочередные задачи на ближайшее десятилетие?
— Концепции приняты, стратегии утверждены. Институты Сибирского отделения работают на мировом уровне — это подтверждают результаты нашего последнего эксперимента: проведение проверок институтов СО РАН с участием иностранных экспертов. В комплексной проверке Института химической биологии и фундаментальной медицины участвовал профессор Матиас Шпринцл из Университета Байройта (ФРГ) — ученый с мировым именем, председатель Европейской комиссии по биохимии. И признал, что наши биологи в некоторых областях даже превосходят европейских коллег.
Главная задача Сибирского отделения на ближайшую перспективу — выйти на траекторию развития, открывать новые институты, запускать приоритетные проекты. Мы слишком долго выживали, ждали чего-то. Ждать больше нечего, все ясно — экономическая система сформировалась. Работать надо.

Подготовила Ольга КОЛЕСОВА

Нет комментариев